Русским быть — по-русски жить! Открытое письмо академику Валерию Тишкову/

Ведь не бежать же русскому из своей земли?
Не залезть же куда-нибудь под стол, чтоб было не
слышно и не видно, из-за того, что в русской земле
младший брат-татарин живет!

Ф. М. Достоевский

Политическая жизнь общества подвержена постоянной динамике. Некоторые проявления и исторические повороты могут быть нам не по нраву, однако мы не вправе ставить эксперименты на собственном народе и перестраивать его так, как нам угодно, в соответствии с собственными пожеланиями. Отдельные люди, не желающие расстаться с кабинетными теориями и элементарно выглянуть на улицу, думают совершенно иначе. Именно поэтому, мы и решили написать Вам, Валерий Александрович. Поводом для этого письма послужило опубликованное в «Российской Газете» (от 2 ноября 2011 г. №246) ваше интервью под названием «От каких русских надо защищать русских?», носящее явно провокационный характер вкупе с упорным нежеланием объективно оценивать сложившуюся политическую ситуацию в стране, да и в мире. Ведя речь о таких серьёзных вещах, как иммиграция, национализм и ксенофобия в России, необходимо «держать руку на пульсе», а не заниматься пустой демагогией.

Хочется начать с самого первого Вашего тезиса. «Особенность нынешнего положения в России в том, что многие проблемы обустройства жизни людей (от состояния дорог и коррупции до неуважения человеческой жизни и прав человека) начинают сводиться к этническому фактору или, как говорят, к «национальному вопросу»: якобы есть враги-чужаки и из-за них все беды, вот избавимся от них отделением или изгнанием и все будет хорошо».

Откуда же Вы взяли такое, Валерий Николаевич? Неужели Вы и вправду считаете, что националисты (да и просто обычные русские люди) настолько глупы, что все проблемы валят на гастарбайтеров и не могут и рта раскрыть, чтобы не гаркнуть «Россия для русских»?

Действительно, как Вы говорите, начиная с начала 2000-х экономическое положение России немного улучшилось, но эти улучшения стали ощутимы только для жителей крупных городов, где удалось навести внешний порядок и обеспечить хоть какую-то законность. И вся остальная страна, оставляя полуразрушенные деревни и заросшие бурьяном поля, ринулась в мегаполисы в поисках лучшей жизни. Однако местным чиновникам и недобросовестным предпринимателям подобный расклад не слишком понравился. Коренному населению ведь нужно платить хорошую зарплату, соблюдать их права, обеспечивать страховкой и другими неприятными для работодателя вещами. И вдруг – подарок судьбы! – государство объявляет, что русские не умеют работать, а значит жизненно необходимо привлекать иностранных работников, согласных батрачить за копейки и не смеющих заикнуться о нарушении чьих-то прав (в их странах-то всё гораздо хуже, так что в доброй России-матушке они рады и 6-9 тысячам рублей в месяц). Так что ваше мнение о русских националистах сильно устарело, видимо перед вашими глазами они так и предстают кучкой скинхедов, гоняющихся за несчастными дворниками. Однако 90-е давно прошли, и уже на Русском Марше-2011, собравшем около 20 тысяч человек, гремело всенародное «Долой власть жуликов и воров!». Так что народ всё прекрасно понимает, просто не все пока ещё готовы об этом заявить. Нравится нам это или нет, а менталитет русского народа таков, что мы можем терпеть очень долго, но если русские начнут поднимать голову – нас уже просто так не остановить.

«Совершенно очевидно, что без труда и услуг иммигрантов не обойтись нашей экономике и многим российским семьям, а между тем мигрантофобия достигла предельного уровня», — пишите Вы далее. Данный Ваш тезис лично нам кажется, мягко говоря, наивным. По официальным данным, безработица среди коренного населения России составляет около 5 млн человек (из них в органах занятости населения зарегистрировано 1,3 млн), сам по себе напрашивается вопрос: а зачем нам вообще иммигранты и каким это российским семьям без них не обойтись? Коренное население страны ежегодно сокращается на несколько сотен тысяччеловек, что говорит о поистине громадных масштабах национальной катастрофы. Так почему бы не заняться развитием и восстановлением именно русского народа как государствообразующей нации? Но нет, проще и дальше завозить почти не говорящих по-русски и находящихся на средневековом уровне развития дешёвых иммигрантов в погоне за ежеминутной прибылью.

Читаем далее. «По авторитетным опросам и исследованиям, самоидентификация «я — россиянин» стоит на первом месте по всей России, и только в некоторых республиках эта позиция уступает этнической самоидентификации, которую граждане ставят впереди российскости», — пишете Вы. И тут же добавляете: «С русскими и нерусскими националистами ситуация осложняется тем, что они намеренно отвергают российскость и не признают существование российского народа как исторической общности».

Тут уж Вы совсем слукавили, вернее, откровенно солгали, Валерий Александрович. Для начала хочется выяснить, о каких же «авторитетных опросах» Вы говорите? Ведь, исходя из вашего интервью, где корреспондент сообщает, что лозунг «Россия для русских» поддерживает больше половины населения (по данным соцопросов это действительно так), выходит полнейшая чепуха. «Русским семьям нужны иммигранты, при этом они страдают ксенофобией, согласны с крамольным лозунгом, но почти все считают себя россиянами» — получается таков ваш поистине парадоксальный вывод. А между тем, данные социологических опросов по поводу национальной идентичности повествуют об обратном. Пожалуй, лучше всего о национальной самоидентификации говорит Всероссийская перепись населения 2010 года, в ходе которой более 80% населения назвали себя именно русскими, а не мифическими «россиянами», ведь по правилам проведения переписи строго запрещается каким-либо образом подталкивать респондента к выбору национальности. Так что народ своё слово ясно сказал.

Отдельно хочется рассмотреть сам вопрос существования «российской общности».

Советская власть на протяжении почти 70-ти лет своего существования пыталась «переплавить» русских и всех представителей союзных народов в единую нацию под странным названием «советский народ». Делалось это посредством культурной помощи и благоустройства республик, а также подавления каких-либо национальных традиций. Разумеется, всё это делалось в соответствии с идеей строительства коммунизма. Попутно союзные республики заселялись русскими, а их студенты приглашались на учёбу в Москву, Ленинград и другие крупные города. Однако Великая Отечественная война быстро расставила всё по местам. Малые народы с приходом нацистов чётко показали, на чьей они стороне. Этнический коллаборационизм достигал таких масштабов, что Сталин был вынужден решиться на массовые депортации чеченцев, ингушей, крымских татар, калмыков, азербайджанцев и многих других, за то что те находясь под оккупацией проявили практически 100% лояльность к оккупантам, одевали немецкую форму и дружно шли воевать против советских солдат. Немцами были созданы специальные воинские подразделения, вроде Грузинского легиона, Азербайджанского легиона, Армянского легиона вермахта, легиона «Идель-Урал» и др.

С приходом к власти Н. Хрущёва, депортированные народы были полностью реабилитированы и возвращены на исконные места проживания. Уже тогда, из-за постоянных конфликтов между чеченцами и русскими в г. Грозном началось массовые беспорядки (1958 г.) для подавления которых в город пришлось вводить войска. Вот такая вот дружба народов — на крови.

Далее всё было относительно хорошо, пока советская экономика к середине 80-х не начала давать серьёзные сбои. С прекращением материальных подачек из Москвы «братские» республики пресловутую дружбу народов очень быстро забыли, отблагодарив проживающее на их территориях русское население массовой резнёй и погромами. По данным Госкомстата, только с 1992 по 1994 гг. из Средней Азии и Закавказья в Россию въехало более 2-х миллионов русских и русскоязычных, из которых четверть (523894 чел.) получила статус беженцев или вынужденных переселенцев. В Чечне в период с 1991 по 1999 год было убито (не считая погибших в ходе военных действий) более 21 тыс. русских, захвачено более 100 тыс. квартир, принадлежавших «некоренным» жителям Чечни, более 46 тыс. русских были обращены в рабство либо использованы на принудительных работах. Пожалуй, более зверского и циничного геноцида русский народ ещё не знал.