Оправданный за расовое убийство киевлянин: «В милиции мне выкручивали ноги и душили шарфом» .
Парня, которого обвиняли в убийстве гражданина Конго в январе 2008-го, оправдал суд — он рассказал, как провел четыре года в СИЗО.

На минувшей неделе на свободу вышел 20-летний киевлянин Кирилл Дегтярев. Парень провел четыре года в Лукьяновском СИЗО в ожидании приговора, а прокуратура требовала для него 15 лет лишения свободы. Шевченковский районный суд оправдал 20-летнего Кирилла Дегтярева, которого милиция обвиняла в убийстве африканца.

— Кирилл, что произошло 27 января 2008 года в Киеве на Нивках на улице Салютной?

Кирилл: Мы шли с другом Е. (единственный, кто дал показания против Кирилла. — Авт.) по улице и услышали крики. Навстречу шел темнокожий парень и кричал. Мы подумали, что он пьяный, и не обратили внимания. Потом мы услышали, что кто-то упал за спиной. Обернулись, там уже стояли трое мужчин и женщина. Мы вернулись и предложили донести пострадавшего до поликлиники, нам помогали двое мужчин. Приехала скорая и милиция, у нас с другом взяли показания, отвезли в милицию. Оттуда меня забрала мама.

— Как тебя арестовали?

Кирилл: Меня несколько раз вызывали в Шевченковское РУВД, даже с уроков забирали. Я давал показания. Все вроде было нормально. А 23 февраля мне позвонил знакомый Б. и сказал, что его вызывают в РУВД, и попросил сходить с ним. Я пошел, долго ждал внизу, потом меня попросили подняться в кабинет. Надели наручники и сказали, что это я убил того африканца. Я доказывал, что не виноват, меня начали бить и заставляли дать показания против себя. Люди в штатском выкручивали мне ноги, душили моим же шарфом, швыряли по кабинету. Я умолял их поверить мне, но никто меня не слушал. Я сутки держался. Тогда мне стали угрожать самым страшным, что меня морально сломит. Я понял, что больше не выдержу и сказал, что напишу все, что вам надо. Под диктовку написал явку с повинной.

Светлана Криворучко, адвокат Кирилла: Мама в это время искала его, приходила в милицию, ей сказали, что Кирилла там нет. Только через сутки, когда выпустили Б. и знакомую девушку В., семья узнала, где сын. Со свидетелей в милиции тоже взяли показания, но суд сейчас установил, что они их дали под психологическим и физическим давлением, и вынуждены были оговорить Кирилла. На суде свидетели тоже рассказывали, как их заставляли дать показания.

— Какие доказательства твоей вины предоставило следствие?

Светлана: Первое доказательство — явка с повинной. Но судом установлено, что текст был написан под диктовку явно взрослым и юридически образованным человеком. Подросток в 16 лет не может писать такие фразы «из корыстных побуждений», «причинение тяжких телесных повреждений» и т. д. Следствие не хотело видеть нестыковок в деле. Например, в квартире Кирилла были изъяты 4 ножа. Первая экспертиза показала, что одним из них — охотничьим — погибшему нанесли все 32 раны. Но в показаниях Кирилла, данных под диктовку, было написано, что Кирилл нож выкинул. Так как же он оказался дома? Вторая экспертиза, которую назначил суд, на 100% подтвердила — удары наносились не этим ножом! И остальные изъятые в квартире Кирилла ножи тоже не подошли. На одежде Кирилла не обнаружили следов крови. Как это возможно при таком количестве ударов ножом? Показания других свидетелей совсем не совпадают с показаниями друга Е., оговорившего Кирилла.

— Ты имел какое-то отношение к скинхедам, о чем заявляли в милиции?

Кирилл: Я никогда не имел к ним отношения. Просто ходил в берцах, темной куртке, защитных штанах, но так ходят многие ребята.

— В каких условиях тебе пришлось находиться в СИЗО четыре года?

Кирилл: Я сидел в разных камерах. Сначала в корпусе для несовершеннолетних. Там камеры от 6 до 10 человек, есть горячая вода. А потом перевели ко взрослым. Летом 2009 года пришлось быть в камере на 20 человек, но реально там находилось 44. Спали по очереди. Была камера на четверых, куда иногда приводили и пятого, площадь около 10 кв. м.

— СИЗО — популярное место, там была и экс-премьер Тимошенко, экс-глава МВД Луценко. Встречал их?

Кирилл: Тимошенко охраняло СБУ, мы ее не видели. А Луценко приходилось встречать в коридоре, когда шел на свидание, еще американца Флетчера видел (американский миллионер обвиняется в мошенничестве — брал деньги под проценты, но не вернул. — Авт.).

— Как тебе удалось в СИЗО сдать тесты и поступить в вуз?

Кирилл: Мама привозила из центра тестирования в Броварах двоих преподавателей, и я сдавал. Результаты от 165 до 180 баллов из 200 возможных. Я ходил в вечернюю школу и был там лучшим. Сейчас учусь на менеджера. Но хочу перевестись на финансы и кредит, стать банкиром. Пока был в СИЗО, не мог этого сделать. Еще играл там на гитаре в самодеятельности и читал свои стихи. Много книг перечитал, брал в библиотеке, родители приносили.

— Рады ли вы, что все закончилось?

Светлана: Радоваться пока рано, ведь приговор еще не вступил в силу. Надеемся, что Апелляционный суд оставит приговор без изменения.

ПРОКУРАТУРА: ПЫТОК НЕ БЫЛО

«Суд не учел показания второго обвиняемого, указавшего, кто наносил удары, — сказала нам начальник отдела горпрокуратуры Наталья Сьома. — Что касается показаний других свидетелей, то все давали их в зависимости от личного восприятия событий, того, как далеко они были от места преступления. Жалобы на применение недозволенных методов следствия проверены, но не подтвердились». По ее словам, правдивость первоначальных показаний Кирилла, что он совершил убийство, подтверждено психологической экспертизой.

Источник: Сегодня