После прошлогоднего охлаждения отношений между Таджикистаном и Россией наблюдается сдвиг. Недавно Владимир Путин утвердил проект соглашения между правительствами стран об обучении таджикских детей в российских военных учреждениях среднего образования — Нахимовском и суворовских училищах, кадетских корпусах. Эксперты из военно-образовательной сферы уверены, что этот политический шаг может навредить сложившейся системе обучения. Как сообщил «Маркеру» представитель Минобороны Таджикистана, если соглашение будет подписано, первые несколько человек отправятся на обучение в Россию уже в этом сентябре.

Сложная дружба с Таджикистаном

В марте 2011 года в Таджикистане были задержаны два летчика по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде, 8 ноября их приговорили к 8,5 года тюрьмы. Это вызвало резко негативную реакцию правительства РФ, после этого начались рейды против таджикских мигрантов и их высылка.

Вскоре после этого летчиков освободили из тюрьмы и дали возможность вернуться на родину. Конфликт подорвал и без того не самые дружественные отношения стран — будучи фоном к таким более важным процессам, как продление Таджикистаном срока пребывания 201-й российской военной базы и использования военного аэродрома Айни. На территории Таджикистана находится крупнейшая сухопутная зарубежная военная база России — сообщалось, что за ее аренду Душанбе требует около $300 млн в год.

Одна из уступок

3 марта 2012 года правительство РФ утвердило проект соглашения между Россией и Таджикастаном об обучении таджикистанских несовершеннолетних граждан в российских военных учебных заведениях. В распоряжении говорится, что проект подготовлен Минобороны, одобрен МИДом и проработан с таджикистанской стороной.

Ведомства должны теперь провести окончательные переговоры с Таджикистаном, но в окончательный текст разрешено вносить только непринципиальные изменения. Соглашение заключат на пять лет, оно будет автоматически продлеваться, если ни одна из сторон не пожелает обратного.

С 2009 года — прием девочек, с 2012 года — прием таджиков

Три года назад приказом Минобороны впервые разрешено принимать девочек в Нахимовское и суворовские училища. В этом году к списку исключений добавятся граждане Таджикистана, ведь до сих пор иностранных граждан в больших масштабах в эти заведения не принимали — известно о том, что казахстанских мальчиков брали в президентские кадетские корпуса.

Из текста проекта соглашения прямо следует, что таджикистанских детей будут направлять на обучение в суворовские военные, Нахимовское военно-морское, военно-музыкальные и кадетские корпуса, находящиеся в ведении Минобороны РФ. На сайте министерства представлен список таких училищ.

«Могут привлекаться для благоустройства территории»

Как ожидается, готовить таджикистанских учеников будут по тем же программам, что и российских. Обучаться они будут очно, на русском языке — планируются совместное обучение с российскими сверстниками и раздельное. Что касается финансов, то здесь два варианта: Таджикистан будет платить за обучение и за проживание детей, только проживание либо не будет ничего платить. Квоты по таким льготным и бесплатным местам будут определяться ежегодно: к 15 января Таджикистан будет отправлять заявки, к 15 марта Россия обязана установить квоты.

Интересно, что кроме обязанности уважать законы РФ и миграционный режим, таджикские учащиеся «могут привлекаться для наведения порядка в учебных классах и других помещениях, а также для благоустройства территории, закрепленной за училищем». Масштабы и детали программы еще не ясны; в департаменте образования Минобороны еще не знают об этом соглашении, а пресс-служба ведомства отказалась комментировать тему. В пресс-службе МИДа также не смогли помочь.

Первый набор в сентябре, переговоры по военной базе идут

Глава международного управления минобороны Таджикистана, генерал-майор Маруф Хасанов в разговоре с «Маркером» отметил, что в этом году планируется направить на учебу в России несколько детей — если, конечно, соглашение будет утверждено. Они будут обучаться за счет российской стороны, на полном пансионе. В дальнейшем все будет зависеть от квот Минобороны, говорит Хасанов, — может быть увеличен также первый, сентябрьский набор, но это также зависит от российских властей.

На вопрос о подоплеке соглашения Хасанов сообщил, что соглашение готовится в рамках договора о сотрудничестве и не связано с переговорами об аренде военной базы. Последние еще не окончены, подтвердил Хасанов.

Как это отразится на училищах

Василий Левченко, член совета Санкт-Петербургского союза суворовцев, нахимовцев и кадетов, рассказал «Маркеру», что практика привлечения иностранцев в училища совсем не распространена. «Это лишь очередной политический шаг властей, как, например, в 1990-е годы в суворовских училищах обучались дети из Югославии, — говорит Левченко. — У Таджикистана почти нет своих учебных заведений, панацею они видят в российских». По мнению Левченко, проект негативно отразится на российских училищах: коллектив детей в таких училищах — это совершенно особенное явление, а у таджикских детей другой язык и культурные традиции.

Олегу Гутариеву, коллеге Левченко, соглашение тоже показалось странным, поскольку такие школы готовят национальную элиту. Он считает, что если таджикских граждан и впрямь будут учить по отечественной программе кадетского воспитания, то после выпуска они не будут нужны своей стране.

В Нахимовском военно-морском училище, по словам замруководителя по учебной работе Валерия Сухинина, иностранных учеников нет. Он заметил, что они есть в высших учебных заведениях, но в училищах их немного. Так, в Екатеринбургском суворовском училище в 2011 году набрали взвод из 18 граждан Монголии.