Стерлитамаковец лишён свободы за разжигание расовой ненависти в VK.

Я не буду называть фамилии этого человека. Во-первых, потому что своё наказание по приговору суда он уже получил. Во-вторых, потому что любое публичное упоминание подобных личностей только тешит их тщеславие. И в-третьих, я думаю, что этого человека трудно назвать нормальным с точки зрения обычной человеческой морали (что, впрочем, не освобождает его от юридической ответственности за свои действия), и, значит, в данном случае нам интересен не конкретный «пациент», а сама «история болезни». Причём с сожалением должен заметить, что болезнь эта при определённых условиях может быть весьма заразной.

ЕГО ПСЕВДОНИМ В ИНТЕРНЕТЕ БЫЛ ОЛЕГ ШУЛЬЦ

Называть я его буду тем же псевдонимом, который он выбрал сам для общения в Интернете, – Олег Шульц. Историю его преступления можно пересказать в нескольких фразах. В марте прошлого года Шульц разместил на своей странице «Вконтакте» целый ряд высказываний, которые носили ярко выраженный экстремистский характер. Опять же не буду цитировать их дословно, но суть этих истерических воплей сводилась к тому, что страну нужно очищать от кавказцев, причём не как-нибудь, а методом прямого физического уничтожения вплоть до использования газовых камер. Вполне знакомый геббельсовский призыв времён Второй мировой. Кстати сказать, в конце своих фраз откровенно нацистского характера Шульц неизменно ставил не только восклицательные знаки, но и цифру 88. Это отсылка к 88 заповедям некоего Девида Лейна, содержание которых сводится к тому, что «мы должны сохранить само существование нашего народа и будущее для белых детей». Некоторые также считают, что цифра 88 является закодированным приветствием «Heil Hitler!» (Хайль Гитлер!), поскольку буква «Н» стоит в латинском алфавите восьмой. Короче говоря, две восьмёрки – закодированный знак неонацистов.

Поскольку экстремистские разглагольствования Шульца мог прочитать на его странице каждый желающий, то ими заинтересовались в том числе и сотрудники центра противодействия экстремизму МВД по РБ. В итоге по данному факту было возбуждено уголовное дело, и Шульц был задержан по 282-й статье УК РФ. Наверное, стоит напомнить, что статья эта предусматривает уголовную ответственность «за действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение чести и достоинства человека и группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, совершённые публично, с использованием средств массовой информации».

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Тут есть одна немаловажная юридическая тонкость, на которую стоит обратить особое внимание. Нередко приходится слышать о том, что информация, размещённая на личных интернет-страницах, является личным делом каждого типа разговора на кухне с друзьями, и поэтому приравнивать общение в социальных сетях с высказываниями в СМИ нельзя. Однако, согласно Постановлению пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», уголовная ответственность по части 1 статьи 282 наступает и в том случае, если для этих самых экстремистских высказываний используются выступления на собраниях, митингах и прочих публичных мероприятиях. То же самое касается информации, распространяемой не только с помощью телевидения, газет, журналов и книг, но и с помощью листовок, плакатов, а также информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть «Интернет».

Проще говоря, если ваш разговор «на кухне с друзьями» могут услышать не только ваши приятели, но и все остальные, то за свои высказывания нужно отвечать. С этой точки зрения становится понятным, почему распространение экстремистских призывов через Интернет и было приравнено пленумом ВС РФ к совершению уголовного преступления.

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ, ХОТЯ И ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ, ПРИДУРЬ

Возвращаясь к нашей истории, могу предположить и ещё один аргумент в защиту Шульца. А вдруг парень написал все эти нацистские гадости в очень нетрезвом виде? Мало ли что говорят и пишут люди, перебрав лишнего. Но во-первых, с юридической точки зрения важен сам факт распространения экстремистских высказываний, а не эмоциональное состояние распространителя (если только речь не идёт о подтверждённом психическом заболевании). Во-вторых, у Шульца было очень много времени для того, чтобы удалить все свои призывы из Интернета, но он этой возможностью не воспользовался.

Можно порассуждать ещё и о том, что Интернет вообще переполнен гадостями самого различного рода. Откопать высказывания, по сути аналогичные тем, что разместил на своей страничке Шульц, – проблема небольшая. В этом случае сказать можно только одно: глупость независимо от количества её носителей глупостью быть не перестаёт. Генеральная уборка помещения начинается не с рассуждений, в каком углу больше грязи, а с конкретных действий по её устранению.

ПЕРВЫЙ, КОГО ЛИШИЛИ СВОБОДЫ ЗА РАЗЖИГАНИЕ РАСОВОЙ НЕНАВИСТИ

Кстати сказать, возбуждение подобных уголовных дел в различных регионах страны уже дало свой положительный эффект. «Герои» со свастикой на рукаве уже не рвутся покрасоваться на публике и в интернет-пространстве. Ведь на самом деле люди, которые тиражируют экстремистские высказывания, очень редко готовы отстаивать свои убеждения по той простой причине, что это и не убеждения вовсе, а элементарная, хотя и очень опасная, придурь (давайте называть вещи своими именами), которая в настоящий момент якобы носит признаки «оппозиционной фронды».

История с Шульцем – яркий тому пример. На съёмной квартире, где он был задержан, сотрудники правоохранительных органов в ходе обыска изъяли целый арсенал нацистских атрибутов. В их числе – аж три бюста Адольфа Гитлера, книга «Моя борьба» того же автора, фотографии фюрера, имперский флаг Третьего рейха, плюс ещё куча такой же, извините за выражение, нацистской фигни. То есть по всем приметам Шульц должен был быть убеждённым нацистом, готовым отдать всё за свои идеалы. На самом деле он отрёкся от них мгновенно. Причём перепугался настолько, что попытался скрыться от следствия в соседнем городе. Его поначалу никто не собирался арестовывать, в качестве меры пресечения судом была выбрана подписка о невыезде. Но раз Шульц решил перейти на «партизанское» положение, пришлось его задерживать ещё раз и помещать в следственный изолятор.

Хочу заметить, что он оказался первым человеком в нашем городе, который был лишён свободы за разжигание расовой ненависти. Так сказать, первопроходец 282-й статьи УК. (По этой причине на всё время следствия он был помещён в отдельную камеру. Конечно же, не газовую, но, как рассказал мне следователь, через два месяца полного одиночества Шульц был готов признать, что все люди – братья).