Был в докладе Василия Романицы один щекотливый момент, на который не все депутаты обратили внимание. Этот фрагмент доклада касался так называемых «резонансных» преступлений с участием выходцев из среднеазиатских стран и Северного Кавказа.

Характеризуя существо этих преступлений, генерал Романица заявил, что они «происходят на бытовой почве, а внимание к национальности участников привлекают экстремисты из Интернета, которые будут наказаны»…

В корне не согласился с подобной трактовкой ситуации депутат Михаил Гнетов.

«Вы рассказывали, что дагестанцы стреляли в чеченцев, …свели к тому, что это из-за девушки. …Когда такие ситуации происходят, то это означает, что русских в этих местах уже нет. Они их выбили, переломали, вырезали.

Это идет дележ сфер влияния, крышевания, когда чеченцы стреляются с дагестанцами.

В Урае действует банда, так называемая «когалымская», очень давно.

Нет ни одного русского 30-летнего, которого они не били. Приехали чеченцы… и произошла стрельба,… ранили чеченца. …Тоже списали на девушку.

Но вы должны четко понимать, что если они друг в друга стреляют, значит, они делят сферы влияния».

Ответ Романицы обескуражил: «…русские граждане России и национальностей они меньше принимают участия в преступлениях. Может быть менталитет, может горячая кровь подвигает ими … Но мы достаточно жестко действуем в этих ситуациях. Задержана эта группа была…»

Задержана то она была, но вот только не сказал Василий Иванович о том, что за «вымогательство в особо крупном размере в составе организованной группы», которое наказывается реальным тюремным сроком от 7 до 15 лет, лидер ОПГ Мурат Мусаев и его подельник Шихшанат Шихшанатов отделались почему-то условным сроком наказания.

Возможно поэтому несколько позже, в ноябре 2011 года, в том же Урае с поличным были задержаны уже пять человек, подозреваемых в грабежах и рэкете местных предпринимателей.

Приходится согласиться с Михаилом Гнетовым – это никак не бытовые разборки.

Ученые, журналисты и блоггеры – рассадники экстремизма в Югре?

В начале этого года один из читателей микроблога губернатора Югры Натальи Комаровой обратился к ней с вопросом: «Наталья Владимировна, в стратегическом регионе РФ в этноконфликтах не первый раз гибнут люди. Что делать? Нужны решения». Читатель подкрепил свой вопрос ссылкой на сообщения о последних происшествиях, где фигурируют «лица восточных национальностей».

Так, 6 февраля в Сургуте были обнаружены тела двух жителей Киргизии, которые погибли в результате поножовщины с группой кавказской молодежи.

Еще один подобный случай произошел в середине января в кафе «Эмбарго». Тогда в ходе массовой драки, зачинщиками которой, со слов очевидцев, выступили приезжие из Дагестана и Чечни, пострадали около двух десятков человек. Впоследствии 11 из них написали заявления в полицию и прокуратуру с просьбой наказать обидчиков по всей строгости закона.

Также недавно на Нефтеюганском шоссе в Сургуте было расстреляно такси. Таксист не уступил дорогу на левой полосе при свободной правой, в результате обидчики обстреляли автомобиль. По некоторой информации, таксиста преследовали чеченцы, работающие в руководстве службы охраны Китайского рынка. Один из них, который и открыл стрельбу, помещен до суда в изолятор. Как рассказал один из свидетелей, чеченская диаспора хоть и осудила данный поступок, но наняла для земляка самого дорого и опытного сургутского адвоката.

Губернатор же на вопрос, поступивший от читателя ее мини-блога в «Твиттере», ответила обтекаемо:«Предложения есть? Напишите, позвоните. За дельные идеи буду бесконечно благодарна».

Если это не отписка – то что?

Не удивительно, что социальные сети просто кипят от возмущения:
«…Вы не представляете, что в Югре творится, половина населения каждого города — это «восточные парни», и это не домыслы мои, это на самом деле так, вот, например, где я живу, половина населения азербайджане, там где я раньше жил, половина были дагестанцы»;

«Я из Югры родом… То, что процентов 40% в каждом городе, — это правда. В Радужном так вообще больше половины «этих лиц»;

«В Сургуте ситуация действительно нестабильна… Кавказцы (дагестанцы, чеченцы и иные), правда, стали более агрессивными. А происходит это все из-за того, что у полиции и остальных контролирующих структур за последние годы сильно связаны руки, и держать данную категорию лиц под контролем стало невозможно»;

«Главная «заслуга» Комаровой — наводнение Югры жителями кавказских республик. Это наводнение захлестнуло Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут, а в Радужном закончилось межнациональным конфликтом Нам нужен губернатор, который будет защищать жителей, а не приезжих»;

«Наталья Владимировна Комарова …выделила 280 квартир в новостройках чеченцам как «вынужденным переселенцам». А мне не дают ипотеку, потому что у меня зарплата маленькая. Это нормально?»

И подобных высказываний (а выбраны ещё самые толерантные) очень много.

Бьют тревогу по поводу сложившейся ситуации и представители науки.

Заведующий кафедрой философии факультета социальных технологий Сургутского госуниверситета Василий Мархинин утверждает, что сегодня процесс миграции и его результаты негативно оценивают от 30 до 60% респондентов в зависимости от этнической принадлежности.

«Люди начинают понимать, что это дело серьезное. Потому что массовая миграция осложняет криминогенную обстановку. Между кавказскими народами начинается жесткая конкуренция за рабочие места, идет борьба за бизнесы и сферы влияния. Мы спрашивали наших респондентов — что же делать? И практически все указывали на то, что необходимо ограничить миграционные потоки и усилить контроль как на уровне миграционных служб, так и на уровне УВД».

Доцент кафедры философии и социологии Уральской академии госслужбы Артур Мальцев отмечает: «Мое мнение, что национализм порождают наши органы власти, в том числе полиция, прокуратуры, суды и т.д. Поэтому главная задача – это создать в регионе работоспособную правовую систему. Так что пусть глава региона, прежде всего, «строит» суды и полицию. Да, влиять напрямую она не может, но держать на контроле – почему бы нет? В конце концов, ей отвечать за ситуацию в целом».

Пишут о проблемах резонансных преступлений и некоторые окружные средства массовой информации…

И что, Василий Иванович, вы на самом деле считаете, что все перечисленные выше категории граждан Югры являются «экстремистами» и должны быть наказаны по всей строгости закона?

Справка «Югорских хроник»:

Всего по данным официальной статистики за последние пять лет в Югру с Северного Кавказа прибыло свыше 25 тысяч человек.
В 2008 году был достигнут максимум — 4 тыс. 865 мигрантов из Дагестана, Чечни и других северокавказских республик.
В 2010 году в Югру приехали 4 тыс. 511 человек.
В 2011 году, по предварительным данным – 5 тысяч 121 человек.

Не ронять честь мундира

Если бы не досадное для генерала Романицы вмешательство депутата Михаила Гнетова, его доклад прошел бы ровно и оставил после себя только положительные впечатления. Тем более, что органами внутренних дел ХМАО-Югры сделано и вправду немало, а перечисленные Василием Романицей мероприятия на самом деле полезны и должны проводиться на постоянной основе.

Но мне кажется, что в свете последних событий, произошедших в Казани, Москве, Ставрополье, Сагре, других местах, руководству УВД по Ханты-Мансийскому автономному округу в отчетном докладе все-таки следовало бы обратить внимание и на собственные недоработки.

Ведь известно — хотя в докладе Романицы это и не прозвучало — что только в 2011 году к уголовной ответственности привлечено 22 должностных лица органов внутренних дел.

В том же Урае следственному комитету удалось раскрыть деятельность целой преступной группы под руководством инспектора ГИБДД Гудкова.

Была пресечена преступная деятельность пяти сотрудников УВД по Сургутскому району во главе с бывшим начальником криминальной милиции.

Реальный срок получил бывший начальник отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) УВД по Сургуту Дмитрий Сироткин, который в ходе проводимого осмотра места происшествия завладел сумкой одного из задержанных и похитил из нее денежные средства в сумме 100 тыс. евро.

По факту злоупотребления должностными полномочиями осужден замначальника отдела – начальник следственного отдела при УВД Когалыма. Он неправомерно завладел автомобилем, являвшимся вещественным доказательством по уголовному делу.

Но об этих фактах генерал Романица предпочел умолчать.

Источник: news.bcm.ru