Некоторое время назад в интернете появилась часть документа, в котором Инспекция по делам несовершеннолетних Новополоцкого ГОВД поручает школьным учителям «отслеживать» тех своих учеников, которые входят в неформальные молодежные группы («эмо», «готы», «антифа» и т.д.). Преподавателям «следует выяснить все привычки студентов и учеников, обращая внимание на внешний вид, наличие атрибутики, склонность к рисованию на стенах, партах, в тетрадях».

В документе также сказано, что «особое внимание следует обращать на лиц, выражающих скинхедовские взгляды, считающих себя скинхедами, а также на спортивных фанатов и фанатов различных музыкальных направлений». TUT.BY решил выяснить, с чем связано такое внимание к субкультурам со стороны правоохранительных органов и оправданно ли оно.

Статистики правонарушений среди “подростков из субкультур” МВД не ведет.

“Более 90% подростков, относящих себя к неформальным группировкам, в том числе и болельщики футбольных команд, обучаются в учреждениях образования. Об этом в 2011 году было проинформировано Министерство образования», — так в МВД объясняют то, почему милиция обращается к учителям при проведении профилактики. Саму профилактику среди молодых неформалов сотрудники милиции проводят, как оказалось, регулярно. В частности, это “мероприятия, направленные на предупреждение противоправных действий со стороны несовершеннолетних участников молодежных неформальных группировок».

И в ИДН Новополоцкого ГОВД, и в МВД Беларуси TUT.BY сообщили, что в профилактической работе особое внимание уделяют болельщикам футбольных команд. В качестве примера в МВД приводят неоднократные случаи их «буйства». Из недавнего: «10 февраля 2011 года в помещении магазина «Соседи» по ул. Калиновского произошел конфликт между группой молодых людей. Задержано 14 человек, в том числе 8 подростков, относящих себя к болельщикам футбольного клуба «Динамо» (Минск)», — сообщили в МВД.

Периодически милиция «засекает» еще более радикальных подростков. «В октябре 2011 года в Минске задержан учащийся 1-го курса Минского государственного профессионально-технического колледжа электроники, распространявший листовки с изображением нацистской символики, надписями «РНЕ», содержащие призывы к вступлению в «Русское национальное единство», — сообщили в ведомстве.

Эмо тоже должны быть под наблюдением милиции?

Тем не менее что за документ милиция Новополоцкого ГОВД отправляла учителям, так и не понятно: в ИДН сообщили, что знают о каком документе речь, однако сказать не могут – направили в пресс-службу. В пресс-службе МВД сообщили, что вообще не знают, чтобы в интернете был какой-то конкретный документ.

Статистики преступлений и правонарушений среди подростков, относящихся к тем или иным субкультурам, МВД всё-таки не ведет, сообщили TUT.BY в ведомстве. То есть понять, на кого конкретно должны быть направлены меры профилактики, опираясь на анализ каких-либо закономерностей, — невозможно. На кого же, в таком случае, должны обращать внимание учителя?

Как рассказал TUT.BY бывший секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних при Совмине, полковник милиции в запасе Андрей Солодовников, подобная работа с «подростками из субкультур» идет уже «последних лет 10 точно». Специалист приводит пример с Мозырем: в 2006 году сатанисты сожгли там церковь Святого Георгия Победоносца. Сделали это в том числе несовершеннолетние. Менее месяца назад там же неизвестные осквернили православный храм Иоанна Предтечи: изобразили на правой стене храма и на алтарной части перевернутые кресты с оскорбительными надписями.

В подростковом возрасте, отмечает специалист, особо ярко может быть выражен стадный инстинкт. «Например, футбольные фанаты в отдельности — неплохие, но в компании их поведение может кардинально измениться».

«Ничего крамольного или нового в этом документе (из Новополоцкого ГОВД. — TUT.BY) я не увидел. Эта работа, главным образом, существует для минимизации негативных последствий. И не обязательно для общества: практика показывает, что подростки – приверженцы субкультур — могут быть опасны и сами для себя». Например, чувствительные эмо тоже должны быть под наблюдением, считает Солодовников. «Нужно учитывать, что в мире достаточно высокий уровень суицидов среди детей, а детская психика, как губка, впитывает всё, не всегда разбираясь, что хорошо, а что плохо».

Если милиция занимается такими «тонкими» вещами, как детская душа, то методы работы должны быть «более дипломатичными», считает он. «Мне не совсем понравилась категоричность некоторых высказываний в этом документе. И категории неформалов – непонятны. Не все субкультуры агрессивны в обществе, а методы, получается, для всех одни? Что касается скинхедов, РНЕ и т.д. — там без вопросов. За ними нужно пристально наблюдать, и не только милиции, но и спецслужбам. Иначе это может вылиться в побоища, как в России».

Солодовников, кстати, отмечает: доказать приверженность нацистским идеям не так просто. «И в Беларуси были прецеденты буйства нацистских группировок, когда иностранных студентов по оперативной информации избивали несовершеннолетние, использовали лозунги, националистические высказывания и т.д. Но в суде они прошли просто как хулиганы. Именно поэтому трудно вести какую-либо статистику. Зарегистрированы единичные случаи».

В Брестской области, напротив, считают, что частично субкультуры возрождаются. Фильм снят отделением информации и общественных связей УВД Брестского облисполкома, 2011 год.