За гастарбайтеров в городе отвечают прежде всего управление Федеральной миграционной службы (УФМС) по Петербургу и Ленобласти и Комитет по труду и занятости (КТЗН). В присутствии журналистов, экспертов и бизнесменов руководители этих госорганов попытались устроить «актуальную дискуссию», посвященную трудовой миграции. Дискуссии не получилось.

Глава Комитета по занятости Дмитрий Чернейко рассказал, почему, по его мнению, в Петербург «понаехали» мигранты.

— Среди людей определенных национальностей — в узбекском сообществе, таджикском, киргизском — сарафанное радио работает великолепно. Это приводит к тому, что люди принимают решение приехать в Петербург работать, так как слышали, «что здесь хорошо», — уверен чиновник.

По его словам, сегодня порядка 213 тысяч гастарбайтеров живут в городе легально, а сколько нелегальных — никто не знает.

По данным опроса ИД «Курьер-медиа», две трети горожан вообще не хотят видеть мигрантов в Петербурге. По словам социолога Татьяны Протасенко, неприязнь к приезжим уже вышла у петербуржцев по значимости на 7-е место в рейтинге городских проблем. Так высоко эта проблема еще никогда не поднималась. Основные претензии горожан к мигрантам: «они занимают наши рабочие места», «среди них много больных» и «среди них много преступников».

Пока Смольный пытается переломить общественное мнение с помощью программы «Толерантность» и адаптировать мигрантов «сверху», они сами уже давно научились адаптироваться «снизу».

— Выходцы с Кавказа и Средней Азии просто так сюда не едут. У них есть конкретные адреса, есть десятники, которые их встречают, выделяются деньги на приобретение билетов, — объясняет директор петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек. — У них есть своя система, которая позволяет им адаптироваться в первые два-три месяца, есть свои юристы, система физической защиты, устойчивые связи — как в МВД, так и в криминальной среде.

Все это приводит к тому, что мигранты живут обособленно, неплохо себя чувствуют и раздражают горожан. При этом по-русски, как говорят эксперты, мигранты обычно знают только четыре самых нужных слова: «здравствуете», «спасибо» и «дай сигарету».

По данным ФОМ, россияне достаточно терпимо относятся к мигрантам из Украины и Молдовы и негативно – к выходцам с Кавказа и Средней Азии.

Средство от изжоги

Решать проблему с мигрантами в Смольном собираются с помощью очередной программы с простым названием — «Миграция». Ее должны были разработать и вынести на обсуждение правительства уже к началу мая. Но, по словам Дмитрия Чернейко, сроки «были поставлены нереальные», поэтому программа будет готова не раньше, чем к концу лета.

Но Дмитрий Чернейко уже знает, как решить проблему.

— Надо сделать так, чтобы люди, которым здесь нечего делать, не принимали решение ехать в Петербург, — говорит он.

Для этого, по его словам, нужно принимать «превентивные меры за пределами России». Чтобы иностранцев на работу набирали у них на родине и только организованно. Там же на родине, чтобы их учили русскому языку и другим полезным навыкам, оформляли им там необходимые документы. Для этого потребуются изменения в законодательстве.

— И тогда мигрант не будет вызывать здесь изжоги ни у кого,- полагает Дмитрий Чернейко.

Финансовое бремя за организацию процесса «оргнабора» гастарбайтеров, по мнению чиновника, должен разделить с государством бизнес.

— Работодателям придется осознать, что им тоже придется заниматься этими превентивными мерами. Если он хочет получить нормального работника, он должен предпринимать усилия по организации всей этой работы вместе с нами и органами миграционной службы.

По словам главы УФМС Елены Дунаевой, механизм «оргнабора» гастарбайтеров позволит влиять на их качество и количество. Потому что мигрант будет приезжать в Россию, уже зная, где и кем он будет работать. В некоторых странах Средней Азии и сейчас есть организации, вербующие людей для отправки на заработки в Россию. В Таджикистане, например, это — «Таджиквнештруд».

Елена Дунаева говорит, что существующая сегодня система квот на въезд иностранных рабочих (для Петербурга квота на 2012 год — 166 тыс. человек. — Ред.) устарела и будет реформирована. На ближайшем заседании Совета безопасности РФ, которое состоится в конце апреля, будет обсуждаться федеральная концепция миграционной политики, в том числе вопрос о квотах.

Елена Дунаева хочет, чтобы бизнесмены больше участвовали в судьбе «своих гастарбайтеров».

— Не хотят сегодня работодатели задуматься о том, что этих людей надо обустраивать: «Нам нужны руки, а где они будут жить — дело пятое», — сокрушается она. — Если мы хотим привлекать людей, нужно предусматривать, что человек должен не только где-то работать, но и после работы у него должен быть необходимый минимум.

Бизнес — за Урюпинск

Чиновники хотят разделить с бизнесом решение миграционных проблем. Но бизнес не хочет. В государственных идеях предприниматели видят угрозу своему делу.

— Как бизнес будет участвовать в каких-то программах вместе с городом, если не понимает, что будет завтра-послезавтра? Мы должны вести подготовку рабочих за границей, тратить на них деньги, а вдруг они потом нам не понравятся? Тогда повторно платить? — недоумевает председатель петербургского отделения «Деловой России» Эльгиз Качаев.

По его словам, без гастарбайтеров сегодня бизнес обойтись не может. Но заниматься их обустройством предприниматели не хотят.

— Было бы проще иметь дело с трудовыми мигрантами из российской глубинки, где нет работы. Но в Петербург такой рабочий приехать не может. Сколько я должен ему платить, чтобы он мог снять здесь квартиру? Как скотина жить в одной комнате по 30 человек он не будет. Он лучше будет у себя в Урюпинске получать пособие и пить водку, — говорит Качаев.

По его мнению, если Петербург заинтересован в привлечении трудовых мигрантов из России, он должен строить много доходных домов, где приезжие могли бы недорого снимать жилье. Рекламировать эти доходные дома в глубинке и вербовать рабочих. И когда рынок наполнится внутренней миграцией, тогда можно жестче относится к тем, кто берет на работу иностранных мигрантов.

Но в Петербурге такой программы нет и никогда не будет — об этом неоднократно заявлял глава Комитета по экономическому развитию Петербурга Евгений Елин. Потому что такая политика неизбежно приведет к возрождению уже забытой проблемы «лимитчиков».

По мнению гендиректора консалтинговой компании «Vertex» Сергея Филиппова, все попытки властей обучить чему-то мигрантов, повысить их культурный уровень и социализировать, всегда будут встречать сопротивление со стороны бизнеса. Предпринимателям экономически выгодно иметь в качестве работников неграмотных, бесправных и потому дешевых гастарбайтеров.

Мария ГОРДЯКОВА

Источник: Город 812