Признаться честно, если бы не подсказка ребят из «Партизана», о существовании в Лиде двух фан-группировок, быть может, и не узнал бы. Так что спасибо Андрею. В итоге удалось сделать парное интервью, основное внимание уделив сектору, который существует уже 10 лет. Его представитель Дмитрий рассказал о создании движения, о взаимоотношениях с клубом, милицией и другой лидской фан-группировкой. Еще один Дмитрий отметил успехи своего сектора, а также прокомментировал слухи о «крыше» парней из Минска.
— Фанаты «Лиды» считают себя преемниками активных болельщиков «Обувщика»?
— Наше движение зародилось в тот момент, когда «Лида» еще выступала в высшей лиге. Раньше на сектор в основном ходили сторонники БНФ. Потом команда опустилась в первую лигу. Стала играть менее удачно. В результате сектор покинули все. Да и милиция помогла ребятам из БНФ исчезнуть. И в 2002 году все пришлось начинать заново. Когда мы решили это делать, нас было три человека. Потихоньку начали подтягиваться другие заинтересованные люди. Сектор стал новым увлечением. Многие даже наплевательски к футболу относились. Но такие люди быстро отсеялись. Сейчас мы имеем порядка 150-ти человек на домашних матчах. А на выездной матч прошлого года в Мостах собрали 120 человек! Правда, огорчает молодость сектора. Понимаешь, нет причин оставаться в нашем городе. Высшего учебного заведения не имеется. Вот стремящиеся к успеху люди со временем и начинают уезжать из Лиды.
— После возрождения сектора ребята из БНФ вернулись?
— На секторе до сих пор есть люди, которые ездили с теми ребятами, но не придерживались их идеологии. Например, наша легендарная личность Саша-Милан. Его, наверное, и в высшелиговых фанатских кругах знают. Так что нынешний движ ничего общего с предыдущим не имеет. Мы начинали новое, другое движение. В ту пору в моде была идея скинхэдства. На ней и было все завязано. А тех ребят, видимо, она не очень устраивала.

— Сейчас какие-то нацистские идеи остались?

— У нас есть люди, которые придерживаются правой тематики. Но они не в большинстве. А то все вдруг начинают проводить параллель, мол, в Лиде есть два сектора — один строго левый, а другой строго правый. Это не так. В нашем движе есть место людям с разными взглядами. Я не считаю, что пропаганда экстремизма, нацизма, фашизма и расовой дискриминации — это правильно. И все вопросы такого рода мы оставляем за сектором. Кто хочет, пусть показывает свою позицию в повседневной жизни.

— Люди уезжают. А за счет чего удается сохранять количество участников движа и привлекать новых?

— Долгое время все держалось на плечах трех-четырех ребят. Доходило до того, что один из нас мог прийти и сказать: «Хочу потратить свою зарплату на баннеры или шарфы». Но выехать на энтузиазме было тяжело. Поэтому и возникали проблемы с атрибутикой. Но появление второго сектора нас сплотило. Та же корзинка для денег, которую пускаем по сектору, стала реально наполняться. Появились новые люди с идеями. Наверное, долгое время нам этой конкуренции и не хватало. И наплевательски относиться к тем парням сейчас нельзя. Они что-то делают, развиваются. Но мы ведь родоначальники движения. И нельзя уступать только созданной группировке. Мы стараемся сохранить людей, стоявших у истоков. Стараемся быть своего рода семьей. Общаться, поддерживать друг друга. И со временем у нас может получиться крепкий состав.
— О другом секторе мы еще поговорим. Скажи, а клуб вам помогает как-то?
— В клубе только недавно начали интересоваться фанатами. До этого работники «Лиды» могли забрать с выезда пару человек. Вот и вся их помощь. Правда, в прошлом сезоне в клубе появился человек, отвечающий за болельщиков. Держимся с ним на связи. В общем, началась работа, как и везде. Считаю, подобное внимание болельщикам должно уделяться любым клубом. Как-то на встрече с милицией представитель ФК сказал, что ни один современный клуб не может себя представить без фанатов. Поэтому «Лида» будет стараться делать все, чтобы наша армия только увеличилась. А это, согласись, приятно.
— Соглашусь. А с милицией, кстати, как складываются отношения?
— Вот тебе история. Перед Кубком клуб инициировал встречу с милицией. Мы принесли флаги, баннеры. Все показали, рассказали. Их одобрили. Приезжаем в Гродно. Стоит этот же милиционер и говорит, мол, нельзя. «Вы же сказали можно» «Тогда сказал, что можно, а сегодня нельзя». Позапрещали флаги. Цвета клуба «красно-белые», у флагов — соответствующие. Один, якобы, похож на австрийский, другой — на польский. А в третьем увидели английский.
Также хотели сделать баннер в честь 50-летия клуба: полотно с огромной цифрой «50». Запретили. Сказали, что это зашифрованная символика и предложили написать: «С днем рождения, дорогой, любимый клуб». Не знаю, когда появится какое-то понимание со стороны сил правопорядка. Наверное, когда милиция изменится. Пока никто не хочет понимать фанатской субкультуры… Сейчас многие движи пришли к использованию белорусского языка. Это назревало. И надеюсь рано или поздно все движи начнут делать баннеры и заряжать на белорусском. Правда, тогда пресс милиции усилится. Сложно представить, куда уж сильнее. И знаешь, что я начал замечать у фанатов в связи с действиями милиции?
— Что?
— У молодых нет мандража при посещении чужого города. Они знают, что будет оцепление и ничего не случится. А когда я был в их возрасте, так каждый выезд пребывал на мандраже. Из-за любого угла могли выскочить. Представитель «Торпедо» правильно сказал. Весь околофутбол перекочевал в лес. И адреналин исчезает. Очень жалко.
— Ну, раз сам затронул тему ОФ, то…
— У нас есть люди, которые считают своим кредо именно драки. Некоторые даже позволяют себе не приходить на сектор. А что касается уровня, так высшая лига нам не по зубам. В первой же наш враг — светлогорский «Химик». Эти ребята приезжают в соседние города, чтобы нас встретить. Вражда с фанатами «Химика» давно идет. Накрыли мы их как-то на своем стадионе. Без всяких подоплек. Раньше на уровне были Сморгонь с Речицей. Сейчас же превратились неизвестно во что. Соперник в первую очередь должен вызывать уважение. А вообще, для развития движа желательно, чтобы друзей было поменьше. У нас друг один и очень хороший — фан-сектор слонимского «Коммунальника». В низших лигах, где фандвижения только начинают зарождаться, есть много хороших и перспективных группировок. Это и «Руденск», и «Осиповичи», и «Молодечно». Но вот беда. Все они не развиваются самостоятельно. Кто-то обязательно покровительствует. «Осиповичам» — «Динамо». «Руденску» — «Партизан». И т.д.
— Ладно, давай теперь о самом интересном. Второй сектор.
— Мы знали, что его создание планируется, что парни готовятся. И в прошлом сезоне они впервые пришли на игру. Собрали 20 человек и попали под сильный пресс с нашей стороны. Потеряли баннеры. После того стали приходить на игры спустя 10 минут после начала матча. Но, думаю, в этом году у них произойдет рост. «Партизана» нет. И минским парням интересно покататься по стране.

— А с чего вдруг в Лиде появился альтернативных сектор?

— Мне кажется, сказалось влияние фанатов «Партизана». Много таких фан-секторов появилось в стране. И если бы в Лиде был еще один клуб, они пошли бы топить за него. Появление левых секторов — мода. Парни из «Партизана» показали, что можно вырасти из фан-сектора в 30 человек в один из самых мощных движей страны. Почему я против этого сектора? Потому что они появились с целью уничтожить наш. А, следовательно — разрушить наше с друзьями детище. В этом и есть их главное отличие от нас. Люди, которые называют себя фанатами и не ездят на выезды. Выбрались лишь на последнюю игру сезона в Мосты. Да и то, потому что их поддержал «Белкард».
— Акций и драк с ними не было?
— Крупных пересечений нет. Это все впереди. Просто пока нет таких накаленных отношений, чтобы мы встретились и вцепились друг другу в глотки. Они ведь тоже осознают, что наш сектор не весь правый. Есть люди, которым на эту вражду плевать. Но на районах драки случаются. Все происходит спонтанно. Это напоминает тот ОФ, который когда-то существовал. До жести, слава Богу, не доходит. Я бы не хотел, чтобы люди, которые болеют за один и тот же клуб попроламывали друг другу головы.