Стройки саммита подходят к концу, но гастарбайтеры домой не торопятся. Больше сотни мигрантов, желая остаться в России, ежеденевно штурмуют здание УФМС во Владивостоке.
У здания миграционной службы на улице Пограничной последние несколько лет не бывает безлюдно. Десяток-другой граждан из ближнего зарубежья кучкуются там каждый рабочий день. Но последние дни толпа у здания УФМС увеличивается в геометрической прогрессии.
— У нас ежедневно очереди по 100-120 человек, принимают считанные единицы. По 10-15 часов стоять приходиться. Мы сюда приехали, чтобы честно трудиться. Почему к нам такое отношение? — с горечью говорит строитель Махмуд Масуев.
Мигранты стоят у здания УФМС и днем, и ночью. Очередь начинает собираться уже в 3-4 часа ночи. Гастарбайтеров, желающих жить и работать в краевой столице, столько, что им приходиться заводить специальные списки очередников.
Мигранты объясняют штурм здания УФМС просто:
— Сейчас многие стройки закрываются, и надо выбирать: или уезжать домой или получить новое разрешение на работу во Владивостоке, — дает простое объяснение Махмуд.
Гастарбайтеры, у которых истекают трудовые договоры, хотят любыми способами остаться в России. Некоторые, понимая, что их срок пребывания заканчивается, и их вскоре депортируют, стремятся как-то спрятаться, отсидеться в надежде, что найдется способ остаться в нашем городе. Сотрудники УФМС опасаются, что появится много организаций, которые будут за немалые деньги предлагать бывшим гастарбайтерам помощь в том, чтобы остаться в стране.
— Но все это будет просто выкачиванием денег с наивных иностранцев. Так как по закону легализоваться в России они могут только после того, как уедут к себе на родину, а потом повторно въедут в нашу страну и официально оформятся, — объясняет Эвелина Гонтова, заместитель начальника УФМС.
Некоторые ломятся в миграционную службу в надежде получить так называемые «патенты», которые, по их мнению, дадут им право продолжать работать в нашем городе.
— Патенты позволяют им работать только на физическое лицо, которое нанимает их на работу не для получения прибыли. То есть гражданина с патентом можно нанять, чтобы он сделал вам ремонт, но вы не можете трудоустроить его в свою строительную компанию, — пояснила Эвелина Вадимовна.
Кто-то из иностранцев хочет получить разрешение на временное проживание, но им сразу отказывают, так как прием документов, в связи с тем, что квота на этот год — 2 200 человек — уже исчерпана. Но все равно гастарбайтеры в буквальном смысле осаждают здание УФМС. Сейчас работники миграционной службы стремятся всеми силами ускорить оформление документов, чтобы на улице не скапливались толпы по 150-200 человек.
Конечно, такое столпотворение не могло не вызвать недовольство среди горожан, живущих или работающих недалеко от УФМС.
— Они постоянно орут, скандалят. Мусорят опять же. В окрестные дворы теперь вообще зайти нельзя: они их в свой туалет превратили, — возмущается Валентина Семеновна, жительница дома на Пограничной.
Но шум, мусор и нецелевое использование подъездов и подворотен — это еще не самое страшное, чего можно ожидать от разгоряченной долгим ожиданием толпы.
Мы как-то с моей напарницей возвращались поздно вечером домой с работы. И одному из товарищей, дежуривших возле УФМС, приглянулась моя коллега. Он грубо схватил ее за волосы и хотел затащить ее в ближайшую арку. Благо, я не растерялась, отпихнула его, и мы с подругой быстро убежали – рассказала корреспонденту КП Елена Постухина, продавщица магазина на Арбате.