На днях губернатор Московской области Сергей Шойгу распорядился выяснить, сколько детей дошкольного возраста живут в мигрантских семьях, чтобы определить, как это влияет на очереди в детские сады. Ясность в этом вопросе должна помочь более точно рассчитать, сколько еще дополнительных детских садов нужно будет построить области. Как теперь выяснилось, средства на это не были предусмотрены ни в областном бюджете, ни в федеральном. Сейчас в России нет достоверной официальной статистики, касающейся взрослых и детей, приезжающих из других стран. По данным экспертов, в РФ около пяти млн. мигрантов, детей с собой берут около 10% из них. 80–90% этих ребят не ходят в детские сады, 3–5% – в школы. Между тем именно детские сады и школы играют главную роль в интеграции мигрантов в общество, без которой невозможно благополучие малышей. Да и число детей, приезжающих в Россию, в частности, из Средней Азии, по наблюдениям специалистов, только растет.
Официальной статистики, которая бы показала, сколько детей мигрантов посещает детсады, в России нет. Как нет вообще никакой достоверной официальной статистики по мигрантам. Федеральная миграционная служба считает только, сколько раз иностранные граждане пересекают границу. В 2011 году, согласно данным ведомства, они сделали это 9 млн. 921 тыс. 10 раз. При этом в Москву отправились 1 млн. 749 тыс. 814 из них, в Московскую область – 967 тыс. 67, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область – 2 млн. 997 тыс. 185. Остальные «рассеялись» по всем крупным российским городам.
Как рассказала «НИ» старший научный сотрудник Института демографии Высшей школы экономики Юлия Флоринская, в России около пяти млн. мигрантов. Примерно 10% из них приезжают вместе с детьми. В последнее время, по словам эксперта, детей стали привозить чаще, потому что мигранты едут уже не в неизвестность, а в город, где у них есть знакомые и о ситуации в котором они уже знают от своих земляков.
По словам Юлии Флоринской, около 10% мигрантов из Средней Азии ходят в детские сады. Вместе с детьми из Закавказья они составляют 20% российских дошкольников. Как рассказала «НИ» председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, чтобы поставить ребенка из семьи мигрантов на очередь в сад, правозащитникам порой приходится прикладывать немало усилий. Чиновники просят, чтобы им дали сопроводительное письмо или «хоть какую-то бумажку» от общественной организации.
В школу, по словам г-жи Флоринской, ходят почти все дети мигрантов. На улице или дома свои школьные годы проводят 3–5% из них. Как отмечают правозащитники, из-за приказа Минобрнауки РФ, вступившего в силу 7 мая, ситуация может ухудшиться. Документ определяет порядок зачисления в школы. Приоритет имеют дети, зарегистрированные по месту проживания на территории, закрепленной за школой. После них могут быть зачислены дети, зарегистрированные по месту проживания не на этой территории, но в том же муниципальном образовании. Но если у мигрантов и есть регистрация, то она оформлена по месту пребывания, а о таких детях в приказе не говорится. «Мы обратили внимание на эту ситуацию, когда к нам обратился мигрант, ребенка которого отказались брать в школу из-за новых правил», – отметила в беседе с «НИ» Светлана Ганнушкина.