Есть ли в Челябинской области конфликты на межнациональной почве, или оценивать таким образом бытовые драки – необоснованное преувеличение? Каковы критерии «конфликта на национальной почве»? Эти вопросы обсуждались сегодня, 15 июня, на круглом столе в Челябинске.
Поводом для разговора послужила история, рассказанная жительницей Челябинска Ларисой Гетте. Ее сын был жестоко избит во дворе компанией из двадцати детей-азербайджанцев в присутствии их родителей, которые не остановили нападение на ребенка. После этого случая уже на протяжении года мальчик подвергается преследованиям и издевательствам со стороны детей-азербайджанцев. Когда его мать начала обращаться в разные инстанции в поисках защиты, на ее семью стали оказывать давление родственники малолетних агрессоров. Лариса Гетте оценивает ситуацию не как обычную бытовую вражду между мальчишками, а как конфликт на межнациональной почве.
Подобную оценку поставил под сомнение председатель общественного объединения «Общество дагестанской культуры» Ахмед Гюлов. Он считает, что разбираться в данной ситуации – дело правоохранительных органов, все обстоятельства прозрачны и ясны. Национальность хулиганов в данном случае никакого значения не имеет, и упоминание этого фактора применительно к частной бытовой драке — некорректно.
По мнению представителя областного министерства образования Ирины Анфаловой, нередко роль национального вопроса в детских конфликтах преувеличивается взрослыми. Дети ссорятся по совершенно другим поводам, о национальности противника они вспоминают только в тот момент, когда хотят побольнее задеть его словами. Если взрослые не станут на этом акцентировать внимание, намеренно придавать конфликту «национальную окраску», он таковым и не станет. Ситуацию можно урегулировать с помощью педагогов, психологов, администрации школы. Все зависит только от настроя взрослых, отсутствия у них агрессии и желания найти компромисс.
Как пояснил сотрудник Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД РФ по Челябинской области Александр Рыков, недооценивать роль национального фактора в бытовых конфликтах нельзя. У представителей русской культуры каждый частный случай противостояния, как правило, имеет завершение. Если подрались двое русских, они помирятся и забудут о драке. Бытовое столкновение, в котором принимают участие представители разных национальностей, может повлечь за собой нарастание напряжения, подключение к конфликту все новых участников, вплоть до трагического разрешения.
Александр Рыков привел в пример историю, которая случилась в Октябрьском районе. Драка мальчишек разных национальностей закончилась противостоянием двух национальных диаспор. В итоге один человек погиб, двое тяжело ранены, в деревне сгорело несколько домов. Войну смогли прекратить только силами МВД, прокуратуры, и с привлечением старейшин — представителей одной из национальностей.
Случай с семьей Ларисы Гетте, которую в течение года преследуют представители другой национальности, таким образом, тоже попадает под понятие «конфликт на межнациональной почве».
Для того чтобы такие конфликты не вырастали до открытых массовых столкновений, подразделение МВД по борьбе с экстремизмом ведет большую профилактическую работу. Аналогичным образом, профилактика проводится силами областных министерств, в частности министерства образования и министерства культуры.
Наталья Окорокова, УралПресс