В феврале 2012 года Красносельский районный суд постановил, что для исправления подсудимых националистов Гаврюченкова, Грицкевича и Смирнова, которые обвинялись в подрыве дрезины под Петербургом в феврале 2010 года и ещё более чем в 30 взрывах, нет необходимости лишать их свободы. И «неопасные для общества» получили условные сроки. Собрать новую бомбу одному из них помешал только случай.
Очередной взрыв, к счастью, прозвучал не на железной дороге и не в торговом центре. Пострадал от него только один человек — Владимир Смирнов. Именно он был вынужден обратиться 24 июня в больницу № 26: у него были оторваны фаланги двух пальцев на правой руке и ещё один палец сломан. Как пояснил пациент, патрон в руке взорвался. Врачи помощь неудачливому саперу, конечно, оказали, но в полицию сообщили, как и положено в подобных случаях.
Получив телефонограмму и выехав на осмотр места происшествия, полицейские уже предполагали, кого обнаружат. Самодеятельный химик петербургской полиции знаком давно.
Дважды условный националист
Первый раз Смирнов был арестован по известному делу Андрея Линка («Линкольн-88»). Тогда на скамье подсудимых оказалось 25 человек в возрасте от 18 до 26 лет. Им вменялись в вину 12 преступлений, в том числе два убийства и несколько покушений. Смирнов, в начале следствия заключенный под стражу, дал признательные показания и вскоре был выпущен под подписку о невыезде. Впрочем, ему лично вменялся «всего лишь» чистый экстремизм, в составе организованной группы и с применением насилия.
Гуманизм следствия впрок не пошел. Уже в феврале 2010 года Смирнова вновь задерживают, вместе с его соратниками по РНЕ и «Славянской общине» Владиславом Гаврюченковым и Игорем Грицкевичем. По версии следствия, которая впоследствии была доказана в суде, националисты совершили более 30 взрывов, в основном «в местах компактного проживания выходцев из бывших республик СССР». Обвиняемые не только сознались в совершенных преступлениях, но и дали явки с повинной, в которых сообщили более чем о 60 совершенных преступлениях.
Интересно, что, несмотря на явно националистическую направленность их деятельности, обвинение всем троим защитникам «белой идеи» было предъявлено — кроме 167-й и 222-й статей УК (уничтожение чужого имущества и незаконный оборот оружия и боеприпасов) — по «бытовой» 213-й статье (хулиганство).
Чем заняться на испытательном сроке
Следствие установило, что специалистом по прикладной химии, собиравшим самодельные взрывные устройства, являлся Владимир Смирнов. Квалификации начинающему бомбисту не хватало: созданные им безоболочные СВУ на основе триперекиси ацетона были недостаточно мощными. Отчасти из-за несовершенства взрывчатки, отчасти из-за простого случая никто всерьез от серии подрывов не пострадал.
Возможно, именно отсутствие человеческих жертв сподвигло Красносельский районный суд на вынесение необычно мягкого приговора, все трое подсудимых получили условные сроки: Грицкевич и Смирнов получили по пять лет лишения свободы с отсрочкой на четыре года, Гаврюченков — три года условно. Прокурор приговор не обжаловал, напротив, сам просил назначить наказание, не связанное с реальным лишением свободы.
Приговор с условным сроком Смирнов выслушал 10 февраля 2012 года.
Менее чем через полгода, 24 июня, полицейские, прибывшие на место взрыва, оторвавшего Смирнову пальцы, обнаружили чеки из магазина на химические реактивы, записи с химическими формулами, цифровые носители информации, агитационные материалы националистического содержания. Обнаружена коробка из-под петард, которые могут использоваться в СВУ в качестве инициирующего заряда, и набор химика — сульфат натрия, натсерокислый аммоний, барий, хлористый аммоний, неопределённое пока вещество в гранулах. Можно предположить, что Смирнов, осознав несерьезность своих прежних забав с триперекисью ацетона, решил подойти к минно-взрывному производству основательно.
В настоящее время оперативная группа продолжает работу, процессуальное решение о судьбе условно осужденного Смирнова пока не принято.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»