Устроиться на работу в Китае иностранцам станет сложнее. Уже завтра китайские парламентарии, как ожидается, одобрят в окончательном чтении законопроект, согласно которому длительность краткосрочной рабочей визы будет сокращена вдвое. Эксперты уверяют, что на россиян новая мера серьезно не повлияет. Принятие закона происходит на фоне беспрецедентной волны враждебности китайцев в адрес иностранцев.
После принятия закона иностранцы, обращающиеся за краткосрочной рабочей визой КНР, смогут рассчитывать лишь на 90-дневное пребывание вместо полугодового, как раньше. Одновременно закон ужесточает наказание для компаний, оформляющих иностранцам липовые приглашения (штраф за фальшивки вырастет с 2000 до 5000 юаней (до $790)), а также возложит на незаконные фирмы-посредники все расходы, связанные с депортацией нелегалов. Наконец, проект нового иммиграционного закона предполагает сбор биометрических данных у граждан других стран, прибывающих в Китай.
«Уменьшая срок, который иностранец может находиться в Китае, власти облегчают себе контроль за всеми иностранцами здесь и смогут легче высылать отсюда тех, кто им не нравится», — объясняет смысл закона профессор Китайского университета политологии и права Он Е-Ким.
В первую очередь закон направлен против нелегальных мигрантов. По данным министерства общественной безопасности КНР, за весь прошлый год в Китае были схвачены около 20 тыс. иностранцев, проживающих и работающих в Китае незаконно. По сведениям столичной газеты Global Times, с 2000 года только из Пекина были депортированы 45 тыс. нелегалов, что обошлось бюджету столицы в 2 млн юаней (более $314 тыс.). Растет и число совершаемых иностранцами преступлений. В прошлом году только за перевозку наркотиков и мошенничество в Китае осудили более 600 иностранцев.
«Российского бизнеса в Китае и российских работников эта инициатива касается весьма опосредованно», — заявила «МН» эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернэшнл» Ирина Воробьева. По ее мнению, основная цель закона — неквалифицированная рабочая сила из бедных азиатских стран. «Китай развивается высокими темпами, поэтому становится привлекательным для тех мигрантов, которым на родине живется тяжелее, — считает Воробьева. — Китай просто стремится заранее и заблаговременно отрегулировать приток мигрантов, не дожидаясь серьезных проблем, связанных с переселенцами».
По данным российского консульства в Пекине, в настоящее время в Пекинском консульском округе (помимо столицы он включает еще три провинции) временный вид на жительство имеют 7,5 тыс. россиян, еще 10 тыс. россиян находятся в Китае временно с визой F в паспорте (это краткосрочная деловая виза на 30 дней). Как правило, представители последней категории и склонны просрочивать визы и оседать в Китае незаконно.
«Русские — далеко не самая многочисленная диаспора Пекина, — рассказал «МН» дипломатический источник в Пекине, — и на фоне граждан других стран русские в общем получают позитивную оценку полиции. Тем не менее у посольства РФ вызывает озабоченность низкая культура соотечественников, находящихся с разными целями в Китае, незнание ими культуры и обычаев страны, а порой и дремучий правовой нигилизм».
Замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский в беседе с «МН» заявил, что в основном рабочие визы, по которым россияне едут в Китай, долгосрочные. Единственное исключение — челночники, однако их пока немного.
«Краткосрочные визы станут более востребованы с ростом двустороннего товарооборота и инвестиций из России, — подчеркнул Андрей Островский. — Пока по этим параметрам мы не входим даже в первую десятку партнеров Китая».
Обсуждение более жестких иммиграционных правил проходит на фоне 100-дневной кампании по выдворению из Пекина, где ныне проживают 200 тыс. иностранных граждан, всех нелегалов. До конца августа полиция проводит выборочные проверки документов и виз у иностранцев на улицах, в связи с чем большинство иностранных посольств призывает своих граждан в Пекине не выходить из дома без паспорта.