В минувшую среду всех нас здорово перепугали очередной сенсацией про очередную разборку, жертвами которой стали торговцы овощами из Таджики¬стана, Азербайджана и Армении. Будто бы ворвались на ставропольский овощной рынок «Южный» шестеро вооруженных автоматом и пистолетом молодчиков и открыли стрельбу на поражение. Прозвучало якобы не менее пятидесяти выстрелов. В результате пострадали аж десять человек, пять из них оказались в больнице. По рассказам торговцев, нападавшие, когда убегали, назвали себя «бандой белых медведей» и обещали вернуться. Чем не намек, что это «белые», то есть русские, мочили «черных» — нерусских? Подобными сообщениями полон Интернет, их передали федеральные телевизионные каналы и даже разместили центральные газеты.

Основаны эти сообщения были на показаниях потерпевших и анонимных представителей администрации рынка. Поэтому картина представала явно не полной. Если не фантастической. По ним выходило, что, вооруженная до зубов банда, на членах которой висели поверх одежды автомат и пистолет, зашла на рынок и среди бела дня ни с того ни с сего начала стрелять? В такое верится с трудом.

Что же случилось на «Южном» на самом деле?

КАК ОБЫЧНО — НЕДОВЕСИЛИ

Об этом рассказал нашей редакции один из покупателей, который в тот момент находился рядом и все видел собственными глазами.
Обычная гражданка, как обычно, покупала помидоры. Всего килограмм. Ее, как обычно на рынке, обвесили. Уже расплатившись и взяв в руки пакет, она почувствовала, что товара маловато, и попросила взвесить еще раз. Смуглолицые выходцы из ближнего зарубежья наотрез отказались, заменив необходимую для продавца в таких случаях вежливость на вопли, что «все вэрно» и «ходи отсюда по-хорошему». Гражданку поддержал проходивший мимо мужчина с ребенком. Нажал на то, что покупатель всегда прав, сказал перевесить — надо перевесить. На реплику «Не нравится — не покупай» парировал: «Не нравится — можете не приезжать торговать». В ответ услышал то, что и стало спичкой, поджегшей скандал и что впоследствии было переврано торговцами в свою пользу, а прессой преподнесено как появление загадочной и экзотической банды «Белые медведи»:
— Это ты поедешь туда, где белые медведи, и будешь там жить. А мы будем тут, тут наша земля.
Подчеркиваю, это прозвучало от торговцев.

Подобные фразы про то, что Кавказ, юг России — «наша земля», в последнее время цитируются нередко. Они и подобные им культивируются в среде мигрантов всех мастей, от местных до тех, кто из ближнего зарубежья, как некое защитное средство перед всеми местными. Независимо от того, русские они или нет. Своего рода «фу» от неустроенных приезжих благополучным аборигенам. Оружие психологического натиска. От которого всем нам уже давно неуютно. И которое всегда используется как провокация, разжигающая «националистические» инциденты.
НА ТУ БЕДУ РЕБЯТА ПРОХОДИЛИ…

Слова про «нашу землю» и «белых медведей» услышала проходившая мимо группа из пяти-шести сравнительно молодых, лет под тридцать, мужчин. Их задело. От них раздалось что-то типа «Ух ты, какой смелый, а сам не хочешь к белым медведям?» Ребята завернули, остановились и стали выяснять, что за шум и кто кого обижает. Обступили полукольцом прилавок с торговцами и покупательницей. Разговор, естественно, пошел на повышенных тонах. На шум прибежали, что подтверждают и интервью прессе «пострадавших», еще несколько человек от других прилавков. То ли братья, то ли соплеменники. Потом еще и еще. Собралось человек восемьдесят, не меньше. Шум, гам, оскорбления… В руках торговцев вдруг появились куски арматуры и ножи. Они кольцом окружили защитников покупательницы и стали угрожать им тем, что было в руках, а то и прямо тыкать в них штырями и тесаками. Фактически завязалась драка. И вот только тогда раздался выстрел. Не из автомата и даже не из боевого пистолета. Из обычного газового «пугача». Он у компании из пяти-шести человек был всего один. Толпа притихла. Потом — второй выстрел. Толпа немного отхлынула. Защитники бросились в образовавшуюся прореху. Озверевшая толпа — за ними. Те начали отстреливаться, что остановило толпу, добежали до автомобиля и быстро на нем уехали.

Не знаю, как вам, читатель, а мне этому рассказу почему-то верится больше, чем сказкам про «банду белых медведей». Да еще расхаживающую по рынку с демонстративными автоматом и пистолетом поверх одежды. В наше время тотальной охраны и вездесущих телекамер ходить так — заведомо обречь любое мероприятие на провал. А себя — на тюрьму. Поэтому не верю. Если бы действительно стреляли из автомата, то число госпитализированных было бы явно не пять человек. И даже не десять. Народу ведь на рынке всегда как сельдей в бочке. Опять же, пострадали только торговцы. Но пуля ведь — дура. Почему ни одна из «пятидесяти» не зацепила покупателей? Пятьдесят выстрелов — это же почти два автоматных рожка! Они способны учинить настоящую кровавую кашу. Да и характер ранений был явно не автоматный. Даже легкий. По словам медиков, сказанным в тот же день, все пострадавшие на ногах, их здоровью ничего не угрожает. У одного легкое непроникающее ранение грудной клетки и предплечья, у другого сломана ключица… У остальных вообще синяки и ссадины. Уже в четверг к вечеру все, за исключением одного, были выписаны. К настоящему моменту в больнице нет уже никого. Даже школьник знает, что автоматная пуля, тем более с близкого расстояния, прошивает человека насквозь. Она «заточена» на убийство. Поэтому тут явно не автомат. Иначе бы мало не показалось.
Да и то, что уголовное дело возбуждено полицией по статье «Хулиганство», подтверждает отсутствие факта применения боевого оружия. Иначе была бы применена другая статья Уголовного кодекса. Да еще и неясно, кто являлся зачинщиком драки и кто в этой истории больше виноват. Кто и в какой степени хулиган.

Вполне возможно, что в дальнейшем будет установлена вина обеих сторон в произошедшем. Во всяком случае, сам факт того, что люди убегали от преследования, отстреливаясь, говорит о самообороне.
А если бы они не отстреливались, если бы их догнали? Сразу почему-то вспомнилась история с расправой над Александром Грибоедовым, разорванным толпой персов. В школе мы ее проходили.
По словам свидетеля, тем пятерымшестерым тоже досталось. Рубашки были порваны и в крови. Так что не такие уж безобидные ягнята наши «пострадавшие» торговцы.
КТО ДОМА, КТО В ГОСТЯХ?

Бытовуха? Чистой воды. И по большому счету о ней можно было бы и не говорить. Если бы не резонанс. И если бы не наше, я имею в виду своих коллег и политиков, неистребимое желание в любой драке, в любой потасовке видеть национальный вопрос.

Есть в этой типично бытовой истории про драку еще один момент, на котором стоит остановиться. Это агрессия торговцев. В считанные минуты на шум сбежались примерно восемьдесят человек с арматурой и ножами. И фактически пустили их в ход. Люди, приехавшие к нам в качестве рядовых торговцев, вооружены и готовы проломить головы всем, кто слово скажет им поперек? Готовы гнать и гонят их со «своей» территории? А потом используют наши демократические институты вроде прессы, громко орут «Держи вора!» и нагло врут про какую-то банду? Про автоматы? Развивают тему притеснений от русских? Используют нашу правоохранительную машину и требуют защиты от тех, кого только что чуть не убили? Это что-то новое в нашем королевстве.

На этом фоне лезгинка на площадях в полночь кажется уже мелочью. Хотя и является событием одного порядка. И там и здесь — «мы уже тут, мы пришли». И там и здесь — «мы тут хозяева». И там и здесь — «мы сила, посторонись и заткнись, а то хуже будет». И там и здесь — «нам вам хамить, а то и в морду можно, потому что мы нерусские, а вам, русским, нам хамить и в морду нельзя, потому что с вашей стороны это уже будет межнациональная рознь, которая карается законом». И как только происходит наоборот, как только местные просыпаются и дают отпор, сразу ор на всю ивановскую, сразу включается правоохранительная машина и шьется статья Уголовного кодекса.

Грубо и обнаженно пишу? Может быть. Зато — правда.

Не знаю, задалась ли полиция вопросом, почему торговцы вооружены? И не используют ли они свое оружие в свободное от прилавков время для других целей? Например, для разбоев по ночам? Почему бы, воспользовавшись случаем, не провести на рынке тотальный шмон и не изъять все эти арматурины и ножи? А может — и что-то посерьезнее. Вроде автомата, раз уж о нем так легко говорят торговцы. Да и вообще, почему не проверить законность нахождения торговцев на нашей территории? Вон буквально на другой день после описываемого инцидента в прессе проскочило сообщение, что на одном из рынков края задержали аж сто пятьдесят незаконных мигрантов. Из тех же Азербайджана, Армении и Таджикистана. Но не на «Южном». Жаль, что не его проверяла миграционная служба. Такие и только такие мероприятия отрезвляют наших новоявленных «хозяев». Ставят их на место. А точнее — выдворяют с нашей территории вместе с агрессией, хамством и наглостью.

Мне случалось быть на овощном «Южном». Такое впечатление, что попадаешь на рынок Закавказья, а то и Средней Азии. Это если судить по внешности торговцев. Только нет почему-то дружелюбия и тепла, свойственного тамошним рынкам. И пропадает ощущение того, что ты дома. Дома здесь чувствуют себя те, кто должен быть гостями. Со всеми вытекающими последствиями в виде абсолютного освобождения себя от элементарного гостеприимства, культуры и высвобождения собственных наглости и дикости.

Не зря его уже называют Чернотаун. За черноту намерений и душ, наверное.

Источник: Александр Емцов «Белые медведи ещё спят» Guberniya.Ru