Полиция Норвегии объявила, что больше не будет продолжать поиск предполагаемых сообщников террориста Андерса Брейвика, приговоренного в конце августа минимум к 21 году тюремного заключения за убийство 77 человек, сообщает газета Aftenposten. По словам представителя полицейского округа Осло Кристиана Халту, по делу Брейвика следствием уже сделано все необходимое. Интересно, что сейчас в тюрьме в распоряжении Брейвика находятся три камеры. Каждая камера – по 8 квадратных метров, одна из них служит спальней, в другой стоят тренажеры, в третьей находится ноутбук и письменный стол…
«Не думаю, что мы будем предпринимать что-то еще. Мы получили поддержку суда в том, что ордена «рыцарей-тамплиеров» не существует, и поэтому не видим причин продолжать поиск ячеек этой организации», ‒ сказал Кристиан Халту. Полиция также не планирует использовать данные из вышедшей в понедельник книги журналиста Хьетила Стурмарка, опубликовавшего более 7 тыс. электронных писем Брейвика. В полицейском округе Осло отмечают, что все контакты террориста, представленные в книге, уже неоднократно проверялись.
Советник округа по связям с общественностью Роар Ханссен сообщил, что хотя полиции еще предстоит проверить факты, связанные с зарубежными контактами террориста, в целом никаких масштабных расследований не планируется. До конца года это дело будет окончательно закрыто.
Напомним, что норвежский издатель Кьетил Стормарк объявил о начале продаж книги «Личные электронные письма убийцы», которая содержит электронную переписку норвежского террориста Андерса Брейвика. Книга основана на данных, которые получили норвежские хакеры, взломав электронную почту террориста. «Электронная переписка не дает полного представления о Брейвике, но показывает, каким терпеливым и чутким он был в некоторых ситуациях», ‒ сказал Стормарк журналистам.
Адвокаты Андерса Брейвика выступили против публикации книги, заявив, что она нарушает его право на неприкосновенность частной жизни.
Напомним, жертвами подрыва правительственного квартала в Осло и бойни на норвежском острове Утойя, которые совершил Брейвик в июле 2011 года, стали 77 человек. Он не отрицал факт нападений, однако виновным в терроризме себя не признал, утверждая, что действовал во благо норвежской нации. Он выступает против мультикультурализма и эмигрантов из мусульманских стран.
В августе 2012 года суд Норвегии признал Брейвика вменяемым и приговорил его к 21 году тюремного заключения. При этом срок позже может быть продлен, если будет признано, что он все еще представляет угрозу обществу. Ни сам Брейвик, ни прокуратура вердикт обжаловать не будут.

Срок Брейвику предстоит провести в заключении в тюрьме Ила под Осло 21 год. Этот срок может быть продлен, если суд сочтет, что убийца продолжает предоставлять угрозу обществу. Директор тюрьмы Кнут Бьяркейд перед вынесением приговора подтвердил, что Брейвику обеспечат психиатрическое лечение в случае, если суд сочтет это необходимым.
Преступник содержится в тюрьме Ила уже более года: решение о его заключении под стражу было принято в связи с необходимостью обеспечения повышенно строгого режима – в таких условиях содержатся самые опасные преступники.
33-летний Брейвик, поскольку его признали вменяемым, будет содержаться в одиночной камере, где он не сможет контактировать с другими заключенными, приговоренными к общему режиму отбывания наказания. В случае если бы его признали невменяемым, он бы оставался под стражей до тех пор, пока врачи не сочли бы его неопасным для общества. Руководство тюрьмы опубликовало фотографии камер, в которых Брейвик будет содержаться, в зависимости от исхода судебного процесса.
Сейчас в распоряжении Брейвика находятся три камеры – это своеобразная компенсация за то, что ему запрещено многое из разрешенного другим заключенным, сообщила представитель тюрьмы Эллен Бьерке агентству АР. Каждая камера – по 8 квадратных метров, одна из них служит спальней, в другой стоят тренажеры, в третьей находится ноутбук и письменный стол. Однако у Брейвика нет доступа в интернет: ему запрещены контакты с внешним миром. «По сути, это усовершенствованная печатная машинка», ‒ объясняет Бьерке агентству Франс Пресс смысл наличия в камере Брейвика ноутбука.
По словам адвоката Брейвика, его подзащитный будет следовать тому манифесту, который он опубликовал в сети еще до массового убийства на острове Утойя и взрывов в Осло. Как и у других заключенных, у Брейвика есть право писать письма и смотреть телевизор. Он также может выходить на улицу – вся территория огорожена высоким бетонным забором с колючей проволокой.
По заявлению руководства тюрьмы, они были готовы обеспечить Брейвику необходимые условия содержания в случае, если бы его приговорили к принудительному психиатрическому лечению. Лечением Брейвика занимались бы врачи из психиатрической клиники Дикемарк, находящейся в пригороде Осло. «Наша задача – защитить общество. То же самое касается случая с пациентом, который приговорен к принудительному психиатрическому лечению», ‒ говорит директор тюрьмы.
В тюрьме сейчас 12 блоков, в которых могут содержаться 124 заключенных, за которыми следят, в частности при помощи камер наблюдения, 230 сотрудников исправительного учреждения. Тюрьма изначально предназначалась для женщин, а во время оккупации Норвегии нацистами в ней был устроен концлагерь. Сейчас, как говорится на сайте учреждения, в ней содержатся наиболее опасные преступники со всей страны, только мужчины. Глава тюрьмы не сообщил, будут ли приниматься специальные меры, чтобы предотвратить возможный побег Брейвика. Последний случай побега из этой тюрьмы произошел в 2004 году, однако беглеца поймали через несколько минут.
Александр Сергий, Версии