Экстремистские группы в Казахстане могут получать финансирование от международных радикальных центров, передает Kazakhstan Today.
«В последние годы в Казахстане террористическая угроза главным образом исходила из деятельности радикальных религиозных групп. Эта проблема актуальна не только для Казахстана, но и для других стран. При этом такие группировки в нашей стране в ряде случаев поддерживаются внешними силами. Есть основание говорить о том, что их деятельность идеологически подпитывается, поощряется и нередко направляется извне. В определенных случаях они, и сами не подозревая, являются инструментом в чужих руках», — заявил в интервью газете «Мегаполис» председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса Маулен Ашимбаев.
Он подчеркнул, что «безусловно, деятельность таких групп не может существовать без финансирования, без материальной базы». «Это дает им возможность вербовать в свои ряды сторонников, приобретать оружие, жить на определенные средства. Соответственно, существуют какие-то источники финансирования. Судя по всему, есть каналы взаимодействия с международными радикальными центрами», — считает он.
В то же время, по мнению депутата, в Казахстане такие группировки не являются системной силой, а имеют место отдельные факты экстремизма. «Чтобы эта проблема из локальной не переросла в масштабную, нужно системно работать. Не только государственным, правоохранительным и специальным органам, но и интеллигенции, религиозным лидерам, неправительственным организациям, общественным структурам, СМИ. Если функция государства в этом направлении — предупреждение и пресечение, задача общественных институтов — разъяснение и воспитание. Конечно, все это должно подкрепляться эффективной социальной политикой, созданием рабочих мест, обучением и переобучением и т.д.», — сказал М. Ашимбаев.
Кроме того, он отметил, что укрепление радикальных течений в соседних регионах тем или иным образом влиять и на Казахстан. «Одним из последствий так называемой «арабской весны» стало усиление в странах арабского Магриба сторонников радикальных религиозных течений, в частности, салафитов. Я нисколько не оправдываю режимы, созданные, например, Мубараком — в Египте, Каддафи — в Ливии или бен Али — в Тунисе. Просто констатирую факт, что после известных событий в этих странах и ряде других фундаменталистские религиозные группы начинают все в большей степени определять внутриполитическую повестку. Можно согласиться с мнением ряда экспертов, что проект построения в регионе Ближнего Востока и Северной Африки светских национальных государств полностью провалился», — пояснил он.
Кроме того, по его словам, нужно учитывать, что в этом регионе есть зоны традиционного влияния радикалов. «Это сектор Газа в Палестине, где влиятельной силой является «Хамас», Ливан, где властвует «Хезболла», не говоря уже об Йемене, ставшем базой «Аль-Каиды». В Саудовской Аравии и Катаре также активно действуют некоторые радикальные группировки. Учитывая все эти моменты, говорить о стабильности на Ближнем Востоке не приходится. С точки зрения экспорта определенных идей, этот регион для нас гораздо ближе, чем может казаться на первый взгляд», — подчеркнул депутат.
При этом он подчеркнул, что в 2014 году значительно сократится военный контингент международных коалиционных сил в Афганистане. Между тем ситуация в этой стране остается очень нестабильной.
М. Ашимбаев также отметил, что «идет процесс активизации деятельности радикальных организаций во многих странах». «Они, судя по всему, будут стремиться расширять зоны своего влияния. Казахстан им, наверное, интересен тем, что мы расположены относительно недалеко от таких непростых регионов, как Северный Кавказ, Афганистан, Пакистан, Иран. Наша территория является транзитной для передвижения между южными и северными «горячими точками». Поэтому у них есть желание здесь закрепиться. И они целенаправленно работают по вербовке сторонников внутри страны, привлекая в свои ряды прежде всего молодежь», — сказал он.