Фанаты «Зенита» прославились на всю страну своей выходкой – около 70 человек внезапно напали на ожидающих автобус у «Макдональдса» фанатов «Анжи». Последних было не больше 15. Большинство успели разбежаться. Зачем антикавказкие конфликты называют фанатскими разборками? Разбирался «Мой район».
В истории с нападением  у «Макдональдса» (напомним, оно произошло 22 августа) не повезло спортивному журналисту из Махачкалы Яхье Кирову, еще двум дагестанцам и прохожему узбеку Исмаилу Мирзаеву. Исмаил вообще к футболу отношения не имеет – его путь домой пролегал через «Макдональдс» на Московском проспекте. Попало и водителю автобуса, в котором должны были ехать в Москву болельщики: зенитовец в маске расстрелял автобус, и одна пуля задела шофера. Таким образом, пострадали пять человек. Узбек Исмаил пять дней провел в реанимации (кровоизлияние в мозг), но выкарабкался. Только спустя две недели он начал узнавать родных. Яхье сломали нос и чуть не сломали череп. Пострадал и сам «Макдональдс». Задержаны были только шестеро. Причем все впоследствии отпущены домой. Полиция не смогла доказать их причастность к нападению.
«А представьте, какой был бы скандал, если бы спортивного журналиста из Питера побили в Махачкале? Или если бы на месте пострадавшего от фанатов узбека был бы обычный житель Петербурга?» — спрашивает Яхья.
Полиция призвала не раздувать шумихи. Назвала конфликт фанатской дракой «на почве внезапно возникших неприязненных отношений». В сводках не сообщила о точном числе пострадавших и как будто не заметила расстрела автобуса.
Фанаты на своих форумах называют акцию возмездием за избиение зенитовцев сотрудниками полиции на стадионе в Махачкале и просят чиновников РФС запретить проведение матчей в Махачкале в связи с тем, что там небезопасно. К этому требованию присоединились болельщики различных клубов. В итоге, противостояние дошло до того, что весь футбольный мир поделился на «Анжи» и «не Анжи».
Эксперты считают, что корни противостояния лежат глубже – в межэтнической плоскости. «Это чистейшее проявление расизма, — считает страстный болельщик «Спартака» Виктор Шендерович. – И никакие не фанатские разборки».
ПОД РАЗДАЧУ. «Он уже домой шел. Провожал друга на Ладожский вокзал, я ему звонил, он уже на «Московской» был, говорит: «щас буду», потом его нет полчаса, час… ой, извините», — Пулат убегает в палату, из которой раздаются стоны. Возвращается: «Его кошмары мучают». 30-летний Исмаил Мирзаев еще не ходит. Пять дней он пролежал в реанимации. Врачи говорят: повезло, что жив остался. Черепно-мозговая травма, кровоизлияние в мозг.
Исмаил Мирзаев лежит в соседней палате с махачкалинским спортивным журналистом Яхьей Кировым. «Он-то тут при чем? Он даже не знает, что такое «Анжи» и футбол не смотрит. Восемь лет в Питере живем и ничего такого не было», — недоумевают родственники.
«Вот смотрите, — на ноутбуке Яхья показывает видео нападения на «Макдональдс», снятые камерами видео-наблюдения. — Вот я убегаю, а за мной бежит парень, хватает рюкзак и убегает, вот второй, а вот я бегу уже за ним, чтобы забрать рюкзак». Яхья узнал себя на этих видео. В другом ролике, где толпой бьют лежачего — понять, кого бьют, Яхья не может.
Рюкзак и мобильный телефон у журналиста пропали: «Они думали, у меня там символика клуба, флаги, шарфы, на фанатском языке это у них называется «отжать трофей». Они это делают, чтобы потом оскорбить символы клуба – сжечь или надругаться как-то, снять на видео и выложить в YouTube». Но у меня там были только сувенирные кружки с символикой Петербурга и личные вещи».
Почему не было заведено дела по статье «Кража» — в полиции не отвечают.
ДРАКА. Полиция не была готова к нападению фанатов. Судя по сообщениям свидетелей, первые наряды полиции прибыли через 30-40 минут после начала драки.
О том, что на матч «Анжи» с голландским «АЗ» из Петербурга отправляется автобус с болельщиками, сообщалось в закрытой группе фан-клуба «Анжи» «Дикая Дивизия». Кто-то из фанатов «Зенита» под видом болельщиков «Анжи» обратился к администратору группы уточнить, где и во сколько встречаемся. Ему ответили — в 9 на «Московской». Когда заметили подвох, было уже поздно переносить сбор — не дозвонились до половины ребят и до водителя. Решили, что пронесет.
По мнению свидетелей, у нападавших была своя тактика. Первой волной выбежали молодые парни без масок – в капюшонах и без оружия. Во второй волне были парни в масках, с прутьями и травматикой.
Автобус, поджидавший болельщиков «Анжи», стоял поодаль, где разрешена парковка. Один в маске подошел к автобусу и в упор расстрелял его. Водителю повезло: пуля пробила стекло и попала ему в бок. «Было шесть выстрелов в лобовое стекло и два – сбоку», — говорит Насрула Курбанов, пресс-секретарь «Дикой Дивизии» в Махачкале.
РАССЛЕДОВАНИЕ. В центре «Э», который занимается борьбой с экстремизмом и предотвращением терроризма, есть подразделение, которое специализируется на болельщиках. «Это несколько человек, которые должны понимать субкультуру, иметь личные отношения с главами группировок, нравятся они тебе или нет, — говорит Евгений Вышенков, заместитель директора Агентства журналистских расследований (АЖУР), бывший сотрудник спецотдела Уголовного розыска. – Для того, чтобы договариваться с ними. Также у них должна быть связь со службой безопасности «Зенита». В их задачи также входит понимать, где будут возникать массовые акции, и где они будут носить националистический характер, где и кого собираются бить».
Почему массовая драка 22 августа стала неожиданностью для полиции – загадка. По словам Вышенкова, полиция следила за активностью болельщиков в интернете, но конкретной информации о времени и месте нападения у нее не было.
После нападения на Макдональдс были задержаны шесть человек. Сейчас все они отпущены. Два – за их непричастность к увечьям пострадавших, четверо находятся под обязательством о явке. Изъяты записи с видеокамер.
Руководство клуба «Анжи» направило в прокуратуру Петербурга обращение с просьбой разобраться в инциденте и привлечь виновных к ответственности.