На окраине Сергиева Посада есть рынок «Меркурий». По словам местных жителей, его держат и «крышуют» азербайджанцы. 30 июня этого года на этом рынке торговец-азербайджанец ударом кулака убил 47-летнего русского байкера Леонида Фролова. Этнический след застопорил дело. Следователи спихивали расследование друг другу. Убийство байкера среди бела дня могло стать «глухарем», если бы не активность блогеров и байкерской общественности. Впрочем, байкеры тоже понимают, что дело здесь нечисто, поскольку их сразу записали в «националисты», а погибшего — в «идейного кавказофоба».
«Южане у нас есть, как и везде, но они ведут себя тихо, — рассказала корреспонденту GTimes жительница Сергиева Посада Римма Ивановна. — Никогда не слышала, чтобы кавказец кого-то тут побил или ограбил, тем более убил. Во многом это заслуга властей, которые хотят сделать город привлекательным для иностранцев. Кавказцы в Посаде тихие, спокойные. Их почти не видно. Работают и живут своими обособленными группами».
Расположенный на окраине города овощной рынок «Меркурий» — одно из мест такого компактного сосредоточения кавказцев. Рынок появился буквально ниоткуда, ни в каких документах не значится и никем не контролируется. Единственный полицейский, которого там видно — районный участковый, но и он в жизнь рынка не вмешивается, передоверив контроль за ним старшему общины — пожилому азербайджанцу, находящемуся на рынке денно и нощно. Такой порядок вещей продолжался до 30 июня 2012 года. В этот день убили 47-летнего байкера Леонида Фролова.
У семьи Леонида под Посадом есть своя дача. В тот злополучный день семья решила устроить там шашлыки. Для покупки мяса и овощей заехали на рынок. Леонид приехал на недавно купленном мотоцикле «Хонда», на который копил годами. Свой байк он оставил у въезда на рынок, а сам пошел за покупками. Вернувшись, он увидел, что его «Хонду» окружила молодежь кавказской наружности. Один юноша залез на мотоцикл, крутил руль, нажимал на кнопки и педали. Другой снимал своего приятеля на мобильный телефон. Леонид стал их сгонять, на что кавказские юноши отвечали: «Нам хозяин разрешил». Вскоре появился и сам «хозяин» — азербайджанец средних лет, владелец примыкающей ко входу лавки. Он позвал Леонида «поговорить», а затем на глазах у всего рынка ударил байкера в челюсть. Леонид Фролов упал на асфальт и потерял сознание.
Работница близлежащей автозаправки, молодая девушка, известила родителей Леонида о происшедшем, а пожилые люди попытались вызвать «Скорую» по мобильнику. Экстренный номер «112» не отвечал. Врачей и полицию вызвала с АЗС все та же сотрудница заправки. Многолюдный рынок на лежащее тело избитого байкера старался не реагировать. Торговцы-южане продолжали как ни в чем не бывало заниматься своими делами.
Скорая прибыла на место примерно через час, стражи порядка — чуть пораньше. Поведение участкового неприятно удивило родителей Леонида. «Он выслушал нас и стал о чем-то говорить с пожилым азербайджанцем, судя по всему, старшим по рынку. Видимо, они договаривались. Все это время участковый слушал азербайджанца. Мы видели, что полицейский бледный как полотно», — сказал GTimes Юрий Александрович Фролов, отец Леонида.
Мать байкера, Эля Ивановна, сказала изданию, что полиция буквально накинулась на девушку, которая вызвала врачей и наряд. «Подробно выспрашивали, где она живет, с кем живет, где прописана и кем работает. Затем таким же образом стали допрашивать моего мужа. «Почему вы допрашиваете как преступников девочку, случайного человека, и отца пострадавшего, тратите время? — спросила я. — Вот перед вами два свидетеля и их шеф, который и ударил Леонида. Их можно забирать, вести в участок и допрашивать. Они никуда не ушли, рядом ждут».
Юные кавказские ценители мотоциклов и хозяин овощной лавки в самом деле все время находилсь рядом, пребывая в невозмутимости. Страж порядка на суровую отповедь матери развернулся и ушел со словами «Не учите меня работать!»
Тем временем пострадавшего Леонида привезли в больницу. Врачам оставалось только констатировать смерть в результате перелома черепа об асфальт, спровоцированного сильным ударом в челюсть. В этот же день начались допросы родителей в полиции. Эля Ивановна вспоминает, что следователь проявлял участие, но при этом предупредил, что дело будет вести другой человек.
На следующий день этот «другой человек» вызвал на допрос юных «мотоциклистов». Те сказали, что ничего не знают. Между тем, как говорят родители Леонида, убийца их сына был известен всему рынку. «Он раньше мобильниками торговал, крутился тут и там. Все азербайджанцы его знали, здоровались с ним», — сказали родители байкера корреспонденту GTimes.
В общем, дело «зависло». Все это время следователи «отфутболивали» его друг другу, а на вопросы родителей отвечали только одно — занимаемся. Доведенные до отчаяния родители ходили по всем инстанциям, вплоть до главы МВД РФ Владимира Колокольцева, которому Фролов-старший написал в начале сентября письмо. Однако сдвинуть дело с мертвой точки помогли не органы МВД, а местная пресса, блогеры и байкерское сообщество Москвы. Последние решили самостоятельно разобраться в произошедшем.
То ли по своему умыслу, то ли под чьим-то влиянием делу Фролова и байкерскому расследованию «шили» национализм. Байкеров это возмутило. «Почему этнические ОПГ у нас избегают ответственности, а всю вину за этническую напряженность вешают на русских? — сказал GTimes лидер инициативной байкерской группы Арсений Райский. — И когда писали об убийстве Егора Свиридова, и когда обсуждали Расула Мирзаева и Ивана Агафонова, делался акцент на том, что русские националисты виноваты во всем. Помню, одна из центральных газет в своей статье про Леонида написала, что тот якобы приехал пьяным на рынок, стал оскорблять торговцев-азербайджанцев, потом спровоцировал драку. Такое было бы невозможно без «утечек» и сигналов из следственных органов».
«Мы видели первый вариант медэкспертизы из больницы, где проходило освидетельствование Леонида, — продолжает Арсений Райский. — Там была приписка «доставлен в состоянии алкогольного опьянения». Я узнавал подробности у врачей больницы: они говорят, что ничего такого они не писали. Эта приписка — дело рук следователя. После того как дело получило огласку, эту копию из уголовного дела убрали».
«Сейчас вообще принято говорить, что русский и кавказский менталитеты не уживаются друг с другом. Наглая ложь! В том же байкерском сообществе есть люди разных национальностей. У меня есть друзья — уроженцы Кавказа. Все мы помним великого космонавта Магомеда Толбоева или маэстро Муслима Магомаева. Моих школьных друзей звали Нино и Анзор. Почему мы дружили, а не враждовали, если наши менталитеты якобы так несовместимы? — задает риторический вопрос Арсений. — Речь идет не о национализме, а о бездействии внутренних органов, деградации общества в целом и вседозволенности среди нелегалов. В том, что за расследование убийства товарища взялись байкеры, нет никакого национализма. Есть конфликт варваров и цивилизации. Вне зависимости от их национальности», — подчеркнул Арсений Райский.
Артур Приймак