16 сентября в центре Новосибирска открылась синагога — впервые за 80 лет. Она втиснулась на перекресток Каменской и Щетинкина в плотно застроенный квартал за сквером Героев Революции. Квартал эклектичен даже по меркам склонного к контрастам Новосибирска: из окон еврейского общинного центра при синагоге открывается вид на черепичную остроконечную крышу католического собора на соседней улице. Сколько в Новосибирске евреев и зачем им — а также всему городу — нужна синагога, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Только что открывшийся молельный зал синагоги занимает около одной пятой до сих пор достраивающегося четырехэтажного здания (общей площадью около 3,4 тыс. кв. м) еврейского общинного центра «Бейт Менахем». Также тут будут учебные помещения, библиотека, спортзал. До конца декабря община рассчитывает открыть магазин кошерных продуктов, а в течение ближайшего года — кошерный ресторан. Действующее молитвенное помещение скрывается внутри необитаемого на вид строительного хаоса: из крыши и части наружных стен торчит голая арматура, внутри идет отделка. «Мы решили открыть в первую очередь самое необходимое.
Остальное рассчитываем доделать за год», — комментирует главный раввин Новосибирска Шнеур Залман Заклос, который выглядит очень счастливым — то ли потому, что синагога наконец открылась, то ли он таков в принципе.
Раввин поясняет, что открытие центра поспособствует избавлению от антисемитизма, «который возникает от незнания и стереотипов».
В молельном зале 150 сидячих мест (мягких); часть зала за перегородкой и верхний ярус предназначены для женщин. Ориентированы сиденья так, чтобы евреи молились лицом к Иерусалиму. В восточном же направлении внутри синагоги расположен обрамленный витражами «арон кодеш» — шкаф, в котором хранятся свитки Торы.
«Свиток Торы, который мы читаем каждую субботу, выглядит прямо так же, как тот свиток, который был, когда евреи получили Тору, настоящий пергамент! — объясняет, как все устроено, раввин. — У нас принято, что мужчины и женщины сидят в разных местах, и многие спрашивают, почему. А я всегда отвечаю, что во время молитвы мы стараемся быть только с Богом и не мешать друг другу… Молитва вообще очень полезна, потому что человек молится в первую очередь, чтобы поблагодарить, а уже во вторую — чтобы попросить. А когда человек благодарит, он учится ценить то, что у него есть: что он жив, здоров, что у него есть работа, семья. Поэтому люди, которые молятся, счастливее».
Земля под синагогу была выделена около 12 лет назад. Около 7 лет назад был готов каркас здания. Активное строительство возобновилось 5 лет назад. Как поясняет главный раввин Новосибирска, оно тормозилось то нехваткой средств, то спорами о проекте.
Уже истрачено около 100 млн руб., около 30 млн уйдет на завершительную часть. По свидетельству Залмана Заклоса, бюджет примерно поровну складывается из пожертвований американской семьи Роор, помощи Федерации еврейских общин России и пожертвований новосибирцев (их внесли около 500 семей, 50 из которых заложили основу местной части бюджета).
Первая же новосибирская синагога когда-то находилась на улице Семипалатинской, — вероятно, недалеко от нынешнего перекрестка проспекта Димитрова и улицы Революции.
Открылась она в 1909 году (после переделки построенного четырьмя годами ранее двухэтажного дома, принадлежавшего купцу Шамовскому). К 1914 году, по оценкам историков, в Новониколаевске жило около 250 еврейских семей. Преподаватель истории еврейского лицея «Ор Авнер» Валерий Понырко говорит, что новониколаевские иудеи, ремесленники и купцы, в основном не были глубоко религиозными, скорее — ассимилированными: «Дома христиан и евреев здесь стояли рядом, у евреев не было нужды селиться компактно для защиты. В Сибири вообще сложилась особая форма терпимости, ведь она была подобным Америке плавильным котлом: казаки брали в жен алтаек, евреи — калмычек…».
В 1930 году первая синагога была закрыта (официально — из-за износа здания), позже снесена. Примерно от того времени в архивах сохранилось письмо рабочих женщин, требующих передать под детский сад синагогу и стоящий рядом с ней молельный дом старообрядцев.
Согласно данным переписей населения, в 1959 году в НСО проживало около 12,5 тыс. евреев. С 70-х годов миграция сокращает эту цифру: в 1979 году — около 9,5 тыс., в 1989 году — около 7,5 тыс. и в 2002 году — около 3,3 тыс.
Раввин Залман Заклос не согласен: по его оценке, только в Новосибирске около 20 тыс. евреев (в базе общинного центра — около 6 тыс. имен).
Что касается других конфессий, то, по свидетельству руководителя епархиального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Новосибирской митрополии РПЦ Александра Красова, православные храмы долгостроями практически не бывают: обычно они готовы за 2–4 года. В качестве примера щедрого пожертвования господин Красов вспоминает храм в городке Каргате Новосибирской области, строительство которого целиком оплачено одним человеком.
Имам-хатыб Соборной мечети Новосибирска Накип Шакирзянов тоже благодарит Всевышнего за щедрость своей общины, которая не только вкладывается деньгами в строительство мечети на улице Мира, но «люди еще и работают на строительстве и отделке бесплатно». Если перевести в деньги стоимость работ добровольцев, то конечная стоимость мечети, по оценке имама, составит около 70–80 млн руб. Крупнейшие пожертвования на строительство, по словам господина Шакирзянова, достигают 100 тыс. руб., рядовые же пожертвования на пятничной молитве в соборной мечети на Красина «собирают в простыни».
Источник: НГС.НОВОСТИ