Новаторский опыт патрулирования представителями разных национальных диаспор мест массового отдыха молодежи внедряется в Астрахани. По набережной Волги в вечернее время «несет службу» такой патруль в составе представителей чеченской, дагестанской, ингушской диаспор, а также казачьего атамана. Они общаются с молодыми людьми разных национальностей, делают им замечания, если те нарушают общественный порядок — распивают пиво, ругаются.
«Эффект был очень хорошим, действенным, — рассказали ИТАР-ТАСС в астраханской мэрии, — молодежь, особенно представители кавказских республик, стали вести себя сдержанно. Ведь на Кавказе слово старейшины, авторитетного человека — это закон».
Кто бывал в Астрахани, тот не может не заметить, какие доброжелательные и гостеприимные люди здесь живут. И еще — очень миролюбивые и, как принято сейчас говорить, толерантные. Например, корр. ИТАР-ТАСС видел, как на одной скамейке мирно соседствовали две молодые пары — одна русская, а другая — молодые с Кавказа. Причем, они были разными и по вероисповеданию — одна из девушек была в хиджабе. Две пары с интересом беседовали, что-то обсуждали.
Из истории Астрахани известно, что здесь были соляные, медные бунты, но никогда — ни межрелигиозных, ни межнациональных конфликтов. Так может, введение интернациональных патрулей с представителями национальных диаспор и казачества — это лишнее?
На мой вопрос ответил заместитель начальника управления по связям с общественностью мэрии Астрахани Алексей Волков.
«Да, у нас проживает более 130 национальностей. И все живут в мире и согласии. Заметно увеличилось количество смешанных браков. Зачем тогда патрули? Как говорят в МЧС, всегда лучше предупредить пожар, чем потушить, а потом разгребать завалы на пожарище. А хулиганы есть и среди русских, и среди татар, да кого угодно. Как и в любом городе, в Астрахани случаются драки, но в них нет никакой религиозной или национальной подоплеки. Тем не менее, все-таки нельзя не учитывать, что с одной стороны от Астрахани близко Кавказ, с другой — Средняя Азия. У нас очень много мигрантов, приезжей молодежи. Некоторые из-за мнимого самоутверждения начинают себя вести неправильно. И даже наряд полиции, который их призывает к порядку, им зачастую не указ. А вот представителей своих диаспор они ослушаться никак не могут. Уважаемые, авторитетные люди, которых на Кавказе называют старейшинами, доходчиво объясняют своим молодым землякам, что приехав в Астрахань, они никуда из России не уехали, и надо вести себя по правилам».
По словам Волкова, Астрахань является пока единственным городом на юге России, где заключены договора с различными национально-культурными объединениями о взаимодействии в плане реализации прав граждан на национальную самобытность, проведении совместных мероприятий, лекторий, встреч с молодежью и так далее. В том числе в этих договорах, а их заключено уже одиннадцать с самыми крупными национально-культурными обществами, подразумевается оказание сторонами взаимной помощи в случае возникновения национальных конфликтов или каких-то кризисных ситуаций.
«Это дало нам правовую, юридическую основу более серьезно взаимодействовать друг с другом. Выстраивание такого взаимодействия — это самое приоритетное направление сейчас. Оно появилось недавно, по инициативе мэра Астрахани Михаила Столярова. В том числе и интернациональные патрули — тоже инициатива мэра, поддержанная лидерами национальных диаспор», — подчеркнул Волков.
В мэрии Астрахани признают, что наладить диалог между людьми — трудная, кропотливая работа, она требует времени, требует определенных финансовых затрат, но она необходима. Поэтому здесь готовы пойти заранее на траты, а не терпеть потом убытки. Городские власти справедливо считают, что ни один инвестор не пойдет в неспокойный регион.
Введение интернационального патрулирования на улицах города власти и представители диаспор считают не каким-то силовым методом, а креативной формой налаживания диалога — особенно с молодежью. Здесь намерены такое совместное патрулирование проводить регулярно в самых разных местах многонациональной Астрахани.