Предыстория: По данным следствия, «сподвижники Квачкова» из «Народного ополчения Минина и Пожарского» в Екатеринбурге планировали взорвать ТЭЦ, уничтожить ряд руководителей силовых ведомств — МЧС, ФСБ и этнических диаспор в ходе операции под кодовым названием «Рассвет». Лидером боевой ячейки силовики называют предпринимателя Александра Ермакова. Как утверждается следствием, он разрабатывал план мятежа.
64-летний полковник-афганец Леонид Хабаров якобы был начальником регионального штаба «ополчения», кроме того, фигурантами дела стали бывший оперополномоченный угрозыска Владислав Ладейщиков и его сын Ладейщиков Александр, предприниматель Сергей Катников, а так же доктор наук, изобретатель Виктор Кралин. Ранее уже были оглашены приговоры в отношении В.Ладейщикова и Катникова — они сотрудничали со слествием, признали свою вину и отделались условными сроками в особом порядке. Теперь же в суде начался главный процесс. У полковника в отставке Леонида Хабарова в ходе обысков были изъяты боеприпасы (как пояснил сослуживец Хабарова — Михаил Пискарев, были изъяты сувениры из горячих точек, где они проходили службу, а именно различные патроны, которые стояли у Хабарова в кабинете на столе…).
9:53. Это второе заседание по делу Хабарова [первое, по-видимому, было предварительным]. Основная статья обвинения — организация вооруженного мятежа и вовлечение других лиц в террористическую деятельность. Сейчас у зала суда собрались сослуживцы, родные и друзья полковника, человек 30 примерно. Удалось поговорить с человеком, которому в 1984 году Хабаров спас жизнь в Афганистане под селением Муххамед-Ага. Он ходит и будет ходить на все заседания. Зовут его Геннадий Кунявский.
10:10. Впустили в зал 6А. Снимать запретили всем, кроме аккредитованных СМИ. В том числе и мне запретили. Хабаров за стеклом, совещаются с адвокатами. Говорят, его специально поместили туда, откуда ему не видно поддержку. Заметно похудел.
10:15. Подсудимый Александр Ладейщиков (сын ранее осужденного в особом порядке Владислава Ладейщикова) отказался от старого адвоката и заявил нового. Появился еще один обвинитель.Очень плохая слышимость, однако ясно, что адвокаты подали ходатайство о том, чтобы присутствовали СМИ. Хабаров выступил за. Обвинитель хочет удалить СМИ в связи с допросом Катникова. Что-то там про государственную тайну…
10:24. Суд запретил видеосъемку. Начался допрос Катникова, который уже осужден в мае по этому же делу по статьям 205 и 222. Ходатайство обвинителя: огласить материалы дела в связи с забывчивостью свидетеля Кадникова. Все против, судья зачитывает. Противоречий куча — от количества встреч с Хабаровым до описания курсов военной подготовки.
Адвокат: вы сказали, что Хабаров передал для Ермакова 50 тысяч рублей. Для чего? Свидетель: не осведомлен. Адвокат: почему тогда в материалах дела вы сказали, что деньги на оружие и для организации мятежа? Свидетель: я не помню, почему я так сказал. Адвокат: может, вам этот ответ навязали при следствии? Свидетель: тоже не помню. Занавес.
10:57. Свидетель Катников — основной. Но ничего не помнит и ссылается на материалы дела. Хабарова видел один раз. Контакты ему прислали с сайта «Народного Ополчения». Поразительно, но свидетель вообще ничего не помнит, ни на один вопрос ответить не может.В зале смех, конвоир спит.
Выяснилось, что некто Ермаков не любил Хабарова, он и был организатором «курсов боевой подготовки». А на Хабарова свидетеля вывел Екишев. В показаниях рассказывается, что Хабаров дал ему какое-то оружие — однако сам он только что говорил, что никогда не видел Хабарова. Слушаю материалы дела — и будто читают детектив, витиеватый и противоречивый. Прокурор перебивает судью: подождите, а то свидетель опять все забудет…
11:12. Судья: «Есть ли вопросы у обвиняемых к свидетелю?». Хабаров: «Как же вы жить-то после такой подлости будете? Ведь неправда же…». Судья: «Вопрос снимается». Обвинитель: «Это давление на свидетеля, ваша честь!». Хабаров: «Тогда больше нет у меня к нему вопросов. Мне вообще почти ничего не слышно отсюда, что вы там говорите…». Обвиняемый Кралин: «У меня, ваша честь, есть несколько вопросов. Первое. Касаемо денег, о которых говорил на прошлых заседаниях Катников, которые мне инкриминируют как переданные на оружие. Катников, вы можете подтвердить. что Ермаков был мне должен? И что он передавал мне сначала 27 тыс. руб., а потом остальное? Свидетель: «Подтверждаю. Я видел расписку…». Кралин: 2-ой вопрос: «Катников, сколько раз я был на этих занятиях боевой подготовки?». Катников: » Два-три раза». Кралин: «Я поднял все чеки, я был на занятиях всего 2 раза. Потом я сказал Ермакову, что мне это вообще не интересно… 3 вопрос: «Я ездил в Белоруссию к Лукашенко?». Катников: «Не знаю!». Кралин: «По версии ФСБ моя дача — это база для подготовки террористов. Вам об этом что-то известно?». Катников: «Нет!». Далее выяснялось, знаком ли свидетель Катников с Хабаровым. То видел один раз в жизни , якобы при передаче сумки, в которой, опять же, якобы, находилось оружие. Однако адвокаты указали на противоречие, которое вытекает из ранних материалов дела, где Катников утверждал, что встречался с Хабаровым несколько раз. Сам же Катников ни подтвердить, ни опровергнуть это не смог, сославшись на беспамятство. Гособвинитель: «Ну не помнит он! Ходатайствую зачитать показания, чтобы напомнить»…
12:00. Опять выяснение обстоятельств знакомства свидетеля Катникова с Хабаровым. Адвокат: «Так вы все-таки знакомы лично с Хабаровым?». Катников: «В 2010 году я заинтересовался безопасностью нашей страны и искал выход на организации, которые бы занимались этим». Адвокат: «Вы считаете, что вооруженные силы в опасности?». Катников: «Да, поэтому и интересовался этой темой в интернете». Адвокат: «У Хабарова есть свой сайт?». Катников: «Нет, но мне в «Ополчении Минина и Пожарского» в Москве подсказали его координаты, через Екишева». Адвокат: «На этих курсах по боевой подготовке у вас были макеты оружия?». Свидетель: «Нет, ничего не было, все материалы мы распечатывали из интернета… Иногда просто приходили чай попить…». Адвокат: «Могли ли вы что-то из полученных знаний применить на практике?». Катников: «Нет, это же только информация из интернета».