Встреча в Горках основателя Facebook Марка Цукерберга и премьер-министра РФ Дмитрия Медведева прошла к взаимному удовлетворению сторон: Цукерберг и Медведев «обменялись» конфузами и пообещали друг другу взаимополезные бонусы. Конфузы начались с того, что Цукерберг подарил российскому политику лишь майку с адресом странички Медведева в FB. А взаимная польза ожидается от обещаний Медведева максимально способствовать продвижению Facebook в России, где доминируют другие социальные сети. Взамен Цукерберг пообещал «рассмотреть возможность» открыть центр исследований и разработок соцсети в РФ. Однако позже передумал, решив, что российским властям будет достаточно такого эффективного инструмента деанонимизации населения, которым является соцсеть FB.
Медведев начал беседу с заметно волновавшимся миллиардером с рассуждения о популярности соцсетей в России. После того, как премьер упомянул о собственной странице на Facebook, Цукерберг выдвинул из-под стула принесенный бумажный пакетик и извлек из него белую футболку с написанным адресом Медведева в сети. Мало того, что Медведев был несколько озадачен «подарком» – как персонаж, привыкший к более дорогим подношениям. Майка вообще оказалась «на вырост»: на пару размеров больше, чем мог бы носить премьер. За это Медведев отомстил Цукербергу через дресс-код. Цукерберг, который ради встречи с президентом США Обамой пожертвовал «неформальностью» привычной одежды, лишь нацепив галстук, приехал в гости к российскому политику в строгом костюме. А Медведев встретил его, хоть и тоже в костюме, но с легкомысленными туфлями вишневого цвета.
На этом обмен любезностями и дипломатическими неловкостями был завершен и стороны приступили в обсуждению, собственно, бизнеса и его возможного использования в политике. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова сообщила, что Медведев и Цукерберг обсуждали «возможное присутствие Facebook в России не только как соцсети, а как компании, которая работает с самыми передовыми продуктами». Медведев, как «главный айфонизатор всей страны» и один из «виновников» стремительного распространения цифровых услуг в госсекторе и безлимитного доступа в Сеть для максимальной части населения, пообещал значительную поддержку FA на российском рынке. Где пока что доминируют другие сервисы. Часть СМИ и значительное количество блоггеров уже упрекнули премьер-министра в рекламе американской соцсети на государственном уровне.
В ответ на упреки в адрес «лоббиста-Медведева», «Независимая газета» предположила, что органы власти заинтересованы в максимальном распространении сервисов FB в России, как в почти идеальном инструменте деанонимизации населения.
«Признаки господдержки Facebook в России были заметны и до вчерашнего визита Цукерберга в Москву. Так, одно из государственных информагентств перед IPO американской компании старалось расширить аудиторию Facebook в России, обязывая своих сотрудников завести и регулярно обновлять свои страницы в Facebook. Возможно, здесь проявилась материальная заинтересованность конкретных персон – а возможно, и более серьезные причины», – пишет «НГ».
«Развитие неанонимных сетей для государства будет приоритетным, так как для идентификации пользователей здесь не требуются даже процессуальных действий. Поэтому вполне возможна своего рода сделка между государством и владельцами соцсетей по схеме «расширение за контроль. . Социальные сети представляют собой прекрасный источник информации для спецслужб из-за наивности наших граждан, размещающих в таких сетях много подробной личной информации. Социально-политическая активность части граждан – лишь одна из целей контроля» – предполагают эксперты издания.
Действительно, с момента появления социальных сетей и миллиардов жителей, добровольно выкладывающих личные данные в открытый доступ, правоохранительные органы разных стран получили инструмент, максимально облегчающий им жизнь. На то, что сейчас можно установить о личности правонарушителя или подозреваемого, лишь зайдя на его страничку в FB, раньше требовались недели кропотливого сбора информации от десятков людей.
Помимо ФИО, адреса и прочих базовых данных, социальные сети позволяют установить круг общения, интересы изучаемого объекта, отследить его культурные, политические и религиозные воззрения и даже его ежедневные маршруты. Доходит до смешного: в странах, где следователи и психологи-криминалисты привыкли к тому, что 95% населения активно пользуется соцсетями, почти разучились работать с «живым» материалом.
Например, после расстрела кинозрителей в Авроре 24-летним студентом Джеймсом Холмсом, следствие «забуксовало», выяснив, что Холмс не имел «сетевой жизни» – аккаунтов ни в одной из популярных соцсетей. «Если бы он был на Фэйсбуке, мы бы знали, что у него на уме, что он ел на ужин, или как он отметил День Независимости», – сокрушались полицейские эксперты.
Российские правоохранители после массового распространения соцсетей также испытали большое облегчение в работе с правонарушителями и в деле профилактики преступлений.
Конечно, было бы крайне наивно предполагать, что в интернет-активности возможна подлинная анонимность: даже такая малость как история поисковых запросов представляет собой уникальный «отпечаток» пользователя. Популярные сейчас в России соцсети LiveJournal и «Вконтакте» также позволяют без труда идентифицировать своих «обитателей». В МВД и ФСБ «срубили» не одну «палку», в процессе прополки того же «Вконтакте» от наивно уверенных в своей анонимности граждан, выкладывающих экстремистские материалы. Однако, Facebook, в отличие от российских аналогов, позволяет не только вычислить «реального» пользователя, но и составить его полноценный социально-психологический портрет. Ни одна другая сеть из массово распространенных не требует внесения в собственные базы такого количества личных данных. Более того, как профессиональный спамер, FB «сканирует» эти данные, оповещая о существовании какого-либо пользователя всех, кто может с ним пересекаться в «реальной жизни». Настоящий подарок для надзорных органов.
«Тотальный контроль онлайн-активности граждан – это лишь вопрос времени. Попытки государственной машины контролировать социальные сети и их пользователей будут только усиливаться. Еще лет пять назад сложно было представить цензуру в Интернете, сегодня же примеры Китая, Ирана, Северной Кореи говорят об обратном. Последние события в России наглядно демонстрируют, что активность в сетях уже пытаются контролировать и более того – подавлять. Важнейшие политические события, как правило, сопровождаются усилением контроля. Будут распространяться и технические средства для манипуляций группами в социальных сетях с целью направить сетевой дискурс в нужном направлении и вживить нужную точку зрения», – считает PR-директор «Системы медиапоиска и анализа СМИ Public.ru» Валерия Королева.
Источник: РИА «Новый Регион»