Под Минском на крупнейшем рынке «Ждановичи» произошла массовая драка между цыганами и кавказцами. Для белорусов это шок: выходцев с юга тут мало, и до сих пор вели они себя тихо.
Белорусские рынки, в отличие от российских, никогда не знали массовых межнациональных драк. Торговый комплекс «Ждановичи» тоже был до сих пор вполне мирным. Долгие годы торговали тут главным образом белорусы. Выходцев с Северного и Южного Кавказа тут было не больше чем вьетнамцев. Вкрапления нацменьшинств были чем-то вроде приятной приправы, радуя местных жителей недорогой вкусной едой в национальных кафе. И вели они себя очень сдержанно, на что есть несколько причин.
Во-первых, чиновники в Белоруссии редко берут на лапу. Во-вторых, Минск меньше Москвы, а местное население беднее. Поэтому у торговцев здесь никогда не было сверхдоходов. А где нет сотен тысяч долларов — там нет и излишних «понтов». Наконец, в-третьих, белорусы не так разобщены как россияне – здесь есть общество. И если приезжие будут им угрожать, белорусы быстрее дадут им отпор.
Несколько лет назад в райцентре двое чеченцев изнасиловали троих студенток в общежитии. В тот же вечер студенты-белорусы жестко избили не только насильников, но и всех «черных», кто попался им в тот день на глаза. А милиция, вместо того чтобы отпустить пришлых и шить дела местным, сделала все, чтобы «очистить» от лиц кавказской национальности весь райцентр, выселяя их со съемных квартир под разными предлогами.
Плюс ко всему, белорусские иммиграционные законы, в отличие от российских или украинских, все же соблюдаются. И остаться нелегалом в стране ой как непросто. Поэтому о вызывающем поведении нацменьшинств в Минске до сих пор никто не слышал.
И вот в минувшую субботу в ТК «Ждановичи» случилось первая массовая драка. Поводом стал спор между цыганами и кавказцами о цене мобильного телефона. По данным милиции, те и другие приехали из России. Очевидцы рассказывают, что драку затеяли цыгане. В ходе локальной перебранки продавец и покупатель пригласили родственников и знакомых, и началась драка. Один из ее участников стал стрелять в толпу из травматического пистолета, ранив трех человек. Потом стрелка очень сильно избили. Все четверо доставлены в больницу. 43 других участника драки доставили в Центральный РУВД Минска. «Все 43 человека находятся в изоляторе временного содержания, — заверяют в белорусской милиции. — Никто из задержанных не отпущен «.
Сейчас силовики рассуждают, нужно ли возбуждать уголовное дело. Пока это не стали делать ни в МВД, ни Следственных комитет. Подробных комментариев правоохранительные органы не дают. Столичные власти ситуацию вообще не комментируют. Известно лишь, что в момент конфликта власти отреагировали предельно жестко: разнимать толпу иммигрантов приехали сотрудники департамента охраны, полка постовой службы, ГАИ, бойцы ОМОНа — все правоохранители, которые были в округе.
Еще раз подчеркнем, резонансных проблем с нацменьшинствами в Белоруссии до сих пор почти не было. Постоянно живущих кавказцев в стране всего пара тысяч, занимаются они исключительно торговлей, причем легальной. В Минске они на дорогах не «бомбят», драк с местными не устраивают.
Этим страна обязана лично президенту Александру Лукашенко.
Началось все с истории, которую пересказывают как апокриф. В 90-е годы в Белоруссию к Лукашенко попросилось 500 чеченских семей: мол, пусти, земли дай – обрабатывать будем, не хотим воевать. Батька пустил, земли дал, построиться помог. Но через какое-то время местные пожаловались, что чеченцы занимаются рэкетом. Была проведена почти войсковая операция. Подогнали колонну грузовиков с военными, всех беженцев в них загрузили и вывезли в Россию.
В 2002 году в белорусском Бресте “застряли” несколько сотен (тогда говорили о трехстах) чеченцев, стремившихся получить статус беженцев в ЕС. На границе с Польшей они пытались попасть в Европу, их задержали польские пограничники, а что делать с ними дальше, в Бресте никто не знал. Тогда президент Александр Лукашенко поручил госсекретарю Совета безопасности Геннадию Невыгласу лично контролировать ситуацию, а позже и вовсе поручил просто выслать нелегалов обратно в Россию. Шума тогда было много: Белоруссия и Россия уже были союзниками, и поскольку чеченцы были гражданами РФ, по законам РБ не могла высылать их, так как россияне имеют право находиться на белорусской территории сколько угодно долго. Но Батька церемониться не стал. Не церемонится он и до сих пор.
В апреле 2012 года в Белоруссии задержали двоих чеченских боевиков. Их тут же передали российским спецслужбам. Этих террористов объявили в международный розыск за расстрел полицейского патруля в Грозном.
Однако в ближайшее время многое может измениться. За последний год число приезжающих в Белоруссию лиц кавказской национальности существенно выросло. Сами они в частных беседах сетуют, что даже в самых неблагополучных и маленьких населенных пунктах РФ ниши мелкой торговли заняты их земляками, и все, на что там могут рассчитывать вновь прибывшие – это работа на подхвате. А хочется своего бизнеса, вот и обращают они все больше внимания на Украину и Белоруссию. Ехать-то им, собственно, больше некуда: в родных республиках, если твоя фамилия не совпадает с президентской, перспективы нет; казахи кавказцам не рады, Прибалтика в депрессии и в Евросоюзе. А в Белоруссии и продукты с жильем все еще дешевы, и граница прозрачная.
Поскольку крупные рынки есть в Белоруссии только в Минске и областных центрах, именно там кавказцы и предпочитают селиться. Но последнее время их присутствие стали замечать и в небольших городах. Они все чаще становятся участниками небольших стычек в кабаках и на дискотеках. Их уже не очень хотят подвозить таксисты: те часто не расплачиваются за проезд.
Повторит ли Минск судьбу Москвы, где узбеки массово дерутся с киргизами, или судьбу Одессы, в центре которой милиция перестреливается с чеченцами, сказать пока трудно – это будет зависеть от особенностей становления белорусского капитализма. Пока оно не сопровождается взрывом коррупции, которая является питательным бульоном для разрастания криминализованных диаспор. Но тот факт, что проблема интеграции мигрантов в Белоруссии обостряется, вряд ли кто-то возьмется оспаривать.
Максим Швейц, Росбалт