Этот цыганский табор прожил в Кемерове много лет и считался оседлым. А девять лет назад в одну майскую ночь неожиданно снялся с места и куда-то укатил. Якобы из-за того, что умер старый барон, много лет правивший табором, а по цыганской примете нужно было срочно поменять место. Но через несколько месяцев табор вернулся, повествует газета Комсомольская правда.
— Цыгане приехали к нам в село в августе, — вспоминает директор Топкинской сельской школы Антонина Зайцева. — Нам всех их было жалко. Уставшие, измученные дорогой, много ребятишек — цыганят и приемных русских с законными документами об опеке. Табор встал на распутье трех дорог, на краю села. И наши женщины передавали ребятишкам молоко, одежду.
— Главы их родов пришли тогда в сельсовет, и им были выделены по закону семь участков земли, — говорит глава села Марина Алексеева. — Прошли годы, часть домов цыгане оформили в собственность, часть — по договору аренды. Но табор рос, стало тесно, и дома начали строить рядом с табором, уже на чужой земле. Хозяевам «лишних» цыганских домов власти предлагали оформить все законно. Они слушали, но ничего не делали.
В итоге КУМИ администрации Топкинского района подал в суд, и он вынес решение: шесть лишних цыганских домов, построенных самовольно за пределами табора, убрать.
— Мы не думали, что все на самом деле может так произойти, — говорит цыганский барон Валерий Михай. — Вначале мы просили, чтобы нам узаконили здесь постройки. Но нам отказали. Потом просили подождать до весны 2013 года. Но и этого не разрешили.
В трех последних домах, снесенных бульдозером, жили 30 человек, из них — 17 детей. И одна 92-летняя бабушка. Сейчас она, после пережитого, находится в больнице. А все остальные перебрались к родным.