Репортаж «Ленты.ру» о ликвидации боевиков в Казани.
Уже второй раз в 2012 году из столицы Татарстана поступают новости, больше похожие на сообщения с Северного Кавказа. В июле — накануне священного для мусульман месяца Рамадан — здесь был убит заместитель муфтия республики Валиулла Якупов, а сам муфтий Илдус Файзов получил тяжелые ранения. В канун исламского праздника Курбан-Байрам, 24 октября, в Казани прошла антитеррористическая операция «Эдельвейс», которую трудно назвать успешной. Погиб спецназовец ФСБ; идеолога покушения на духовных лидеров Татарстана, который и был главной целью силовиков, в захваченной квартире не оказалось.
Улица Химиков — это северная промышленная окраина столицы Татарстана. Рядом — ТЭЦ, огромная территория Казанского вертолетного завода и примыкающего к нему грузового терминала. На самой улице нет толком даже тротуара, лишь щебенка кое-где и пятиэтажные хрущевки, стоящие в несколько рядов. В одной из них, в квартире на первом этаже дома №25, и произошел инцидент. Настолько серьезный, что поначалу заговорили: в Казани чуть ли не режим контртеррористической операции (КТО) введен. Национальному антитеррористическому комитету (НАК) впоследствии пришлось спешно опровергать эту информацию.
На самом деле 24 октября около 14:45 по московскому времени здесь началась межведомственная спецоперация, которой дали имя «Эдельвейс». Было установлено, что в одной из квартир дома №25 находится Роберт Валеев — 35-летний подозреваемый в убийстве заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова (он был застрелен в Казани 19 июля 2012 года) и в покушении на убийство самого муфтия Илдуса Файзова (в его автомобиле сработало взрывное устройство, духовный лидер республики получил серьезные ранения, но остался жив). Участники спецоперации не исключали, что в квартире мог также находиться 36-летний «амир моджахедов Татарстана» Раис Мингалеев, называвший себя организатором покушений на Якупова и Файзова. Мингалеев с Валеевым — приверженцы радикального ислама.
Операцию спланировали заранее, этот факт «Ленте.ру» подтвердили в следственном управлении Следственного комитета по Татарстану, и на сайте НАК ее называют «долгосрочной специальной операцией». Но план то ли был недостаточно хорош, то ли не сработал. Когда в квартиру ворвались бойцы спецназа ФСБ, один из находившихся там людей тут же совершил самоподрыв. Данные расходятся: он либо взорвал ручную гранату, либо привел в действие «пояс шахида». Один спецназовец погиб, второй получил ранение. По некоторым сведениям (их татарский СК не подтверждает, но и не опровергает), это были бойцы из Москвы, прибывшие в Казань за несколько дней до операции. Больше о них неизвестно ничего, ФСБ отказывается разглашать даже имя погибшего. Официально операцией руководил министр внутренних дел республики Татарстан Артем Хохорин. Сообщения ряда СМИ о том, что второй спецназовец позже скончался в больнице, силовики опровергают.
Штурм затянулся почти на три часа. Оставшийся в живых после взрыва боевик открыл по силовикам огонь из пистолета, зазвучали ответные выстрелы. Из раскуроченного окна квартиры валил дым, местные жители затихли в квартирах — или разбежались, некоторых эвакуировали. Приехали пожарные, ОМОН, спасатели, представители практически всех силовых структур. Второй мужчина был застрелен уже после того, как участники операции блокировали дом со всех сторон: шансов сбежать у него не было. Вечером того же дня в нем опознали Роберта Валеева; смертником оказался 28-летний Рустам Кашапов, работник ОАО «Казанский жировой комбинат». В конце июля 2012 года его арестовывали по делу о покушении на муфтия Файзова, но, получается, отпустили.
Раиса Мингалеева, ранее объявленного в международный розыск, в квартире не оказалось.
По Казани сразу поползли слухи, что одновременно с взрывом на улице Химиков произошло еще два взрыва, но только уже в центре — на улице Пушкина и в районе канала Булак. Говорили также, что кроме двух убитых бандитов участникам операции якобы удалось захватить живой некую женщину. МВД и СК Татарстана опровергали эти сведения на протяжении двух дней.
Рано утром 25 октября первый подъезд дома №25 был оцеплен полицией. На месте того, что раньше было квартирой, работали эксперты в штатском и следователи СУ СК по Татарстану. Ближе чем на десять метров к разбитым окнам не подпускали, но и с такого расстояния было видно, что помещение еще не скоро будет пригодно для жилья: копоть на стенах, разбитые стекла и лампы, осыпавшийся потолок. Эксперты передавали следователям какую-то пружину (ее бережно упаковали в пакет для вещдоков), фотографы и операторы снимали лежащий на траве обгоревший документ — возможно, чей-то паспорт. В описи вещдоков фигурировал даже какой-то гарантийный талон.
Небольшая группа пенсионеров из окрестных домов была немногословна. Квартира опасным жильцам не принадлежала, они ее снимали. На самих арендаторов никто из пенсионеров внимания не обращал. «Неприметно жили, тихо, — говорит одна из женщин. — Да и что нам за ними смотреть». Спросил, давно ли сюда заходил участковый полицейский. «Ходит-ходит», — заговорили наблюдатели хором. К вечеру 25 октября осмотр квартиры и добыча вещдоков завершились.
Надо отметить, что у дома №25 по улице Химиков не самая лучшая репутация. 11 января 2012 года полиция уже штурмовала здесь квартиру (правда, по заверениям МВД Татарстана, не ту, где проводилась операция «Эдельвейс», а другую — на пятом этаже), в которой забаррикадировался радикальный исламист, 38-летний уроженец Узбекистана Рустам Юсупов. Он был объявлен в розыск после того, как в его узбекском доме взорвалась самодельная бомба. После операции Юсупов был убит, причем один из полицейских при захвате получил тяжелые ножевые ранения.