Мау-Мау — произошедшее в 1950-е годы восстание народов Кении (главным образом, кикуйю, а также эмбу и меру) против английской практики отъёма земли у африканцев.

Предыстория и этимология

Слухи о собственно «Мау-Мау» — движении «за землю и свободу», которое началось в середине 40-х, впервые появились в 1948 году.

Происхождение термина Мау-Мау является неопределенным. Бывшие участники движения мау-мау утверждали, что они никогда не называли себя так, вместо этого предпочитая название «Кенийская Армия Земли и Свободы» (KLFA). Некоторые исследователи, такие, как Фред Маджалани, утверждают, что британцы просто использовали название для обозначения этноса кикуйу, без конкретного определения.

Также есть предположение, что с ростом движения было принято сокращение фразы на суахили: «MzunguAende Ulaya, Mwafrika Apate Uhuru», что означает «Пусть европейцы вернутся в Европу, пусть африканцы восстановят независимость». Джи Эм Кариуки, член Мау-Мау, который был задержан во время конфликта, утверждает, что британцы предпочитали использовать термин Мау-Мау вместо KLFA, опасаясь, что восстание Мау-Мау получит международную легитимность.

Ход восстания

В октябре 1952 года английский губернатор объявил военное положение и, незадолго до полуночи, 21 октября началась операция «Джок Скотт»; губернатор подписал 183 ордера на арест или задержание, и к утру было задержано около 100 «политически неблагонадёжных».

Сперва деятельность британцев сводилась к случайным рейдам и, так называемым, «генеральным зачисткам». Однако в течение 1953 года никакого результата меры не дали, сказывалось отсутствие толковой разведки и агентуры в рядах повстанцев; Мау-Мау не удавалось отсечь от населения, несмотря на переселения, ночные набеги (за 11 рейдов 200 задержанных), досмотры (под мышкой у членов Мау-Мау полагались бритвенные насечки), обыски, депортации и т.д. В ходе двух акций против предполагаемых гнездовищ Мау-Мау два пригорода Найроби были стёрты с лица земли, один на 7, другой на 8 тысяч жителей, но толку никакого добиться не удалось. Декреты об ограничении передвижений и коммерческой активности представителей племён кикуйю, эмбу и меру, подозреваемых в сочувствии к Мау-Мау, в Найроби тоже не повлекли положительных последствий.

Атаки на фермы продолжались в следующем году во множестве, совершались группами 5-15 человек, часто с помощью чёрных слуг на фермах; белые в ответ держали оружие под рукой.

В силу местных условий англичанам при подавлении восстания пришлось действовать «по площадям» — предполагаемые зоны обитания повстанцев, а именно леса около горы Кения, а также современные национальные парки Эбурру и Абердэр были объявлены запретными зонами, и всякий появившийся в них рассматривался как Мау-Мау с расстрелом на месте; в местах расселения кикуйю были учреждены «зоны безопасности», в которых тоже мало кому было дело до прав человека.

24 апреля 1954 года началась операция «Наковальня». До самого конца года Найроби был объявлен на осадном положении, обитатели тщательно проверялись на предмет связей с Мау-Мау, проводились последовательные проверки, дом за домом, с выставлением кордонов и тщательным изучением личных документов, вопроса о трудоустройстве и розысками спрятанного оружия, а подозрительных лиц и выявленных сторонников движения отправляли «в Лангату» (пять миль к северо-западу от города). Армия параллельно перешла в последовательное порайонное наступление, инженеры создавали сеть путей для облегчения доступа (только 1 полк построил 300 км дорог в Абердэре, 400 около горы Кения), авиация плотно поддерживала военных. Большие усилия прикладывались к лишению противника источников продовольствия. Вдоль леса в Абердэре была сооружена пятидесятимильная канава, к которой прилагались полицейские посты на расстоянии полумили друг от друга, с ловушками, колючей проволокой и т.п., изданы строгие указания держать скот по ночам взаперти и ни в коем случае не заводить посевов в радиусе трёх миль от леса. Введена была в действие и программа по переселению отдаленных деревень, которая вызвала возмущение кикуйю, культура которых основывалась в том числе и на прочной связи с предками, кости которых закопаны под порогами домов.

С 1955 года основным оружием против партизан были банды амнистированных бывших повстанцев, сперва под руководством европейцев, потом под руководством местных, занимавшиеся точечным уничтожением убежищ повстанцев, а также группы местных жителей, которые с ножами в руках прочесывали леса плечом к плечу, и часто оставляли от пойманных «очень мелкие кусочки». Надо сказать, что повстанцы давали повод для такой жестокости. Например, в ночь с 25-26 марта 1953 года в поселке Лари Мау-Мау согнали 120 лояльных властям кикуйю в хижины, включая женщин и детей, и сожгли их заживо, убивая любого, кто пытался бежать.

Все эти меры дали положительный результат — Мау-Мау перестали существовать огромными толпами, а превратились в относительно легко истребляемые малые группы.

Последний вылет авиации состоялся в июне 1956 года, а конец инсургенции, как принято считать, положил захват в плен в октябре 1956 лидера повстанцев Дедан Вачиури Кимати. 17 октября его ранили в районе Ньери, но он сумел спастись бегством через лес, провёл в пути 28 часов беспрерывно и покрыл за это время 80 миль, пока не упал от слабости; потом он охотился по ночам на что придётся, пока 21 числа его не нашел местный полицейский. Лидер инсургентов был казнён англичанами вскоре после захвата в плен.

В январе 1960 года чрезвычайное положение отменено. В декабре 1963 года Кения стала независимым государством.

Пропаганда колонизаторов достаточно преуспела в создании крайне негативного образа движения. Например, до сих пор можно встретить утверждения, что название пошло от термина, который священник в кенийской глубинке использовал, дабы заклеймить это явление. По другой версии, название происходит от звука, которая издает гиена, пожирающая падаль.

До сих пор о Мау-Мау бытует представление, основанное на диких слухах, которые распространяли противники движения много лет назад. Например говорят, что вступавший в секту должен был поклясться под страхом смертной казни не выдавать секрета существования секты, не предавать укравших у европейца, платить взносы; клятву он должен был повторить семь раз, каждый перемежая пробой жертвенного мяса и крови, в процессе были задействованы магические компоненты. Говорят, что со временем мау-мау начали силой заставлять соотечественников приносить клятву, мол, в обществе, где все верят в колдовство, нарушить её немыслимо.