27 февраля 1973 года поселение Вундед-Ни («Раненое колено»), находящееся в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дакота) и насчитывавшее 40 жителей, было захвачено последователями Движения американских индейцев — движения борцов за права индейцев. 29 декабря 1890 года здесь же имело место ещё одно столкновение между сиу и армией США, в связи с которым Вундед-Ни и был, видимо, выбран в качестве места проведения акции.

Движение американских индейцев во второй половине 80-х отказалась от радикальных и насильственных методов борьбы, после того как большая часть её лидеров и активистов были уничтожены и репрессированы.

Предыстория

В середине 1972 года Рассел Минс, который в ту пору являлся директором Индейского центра в одной из резерваций племени лакота и создателем кливлендского отделения Движения американских индейцев, принимал активное участие в походе «Тропа нарушенных договоров» и был одним из его руководителей. Члены Движения американских индейцев написали манифест из 20 требований. Участники марша принесли манифест в Вашингтон, однако федеральные власти отказались принять делегацию. Тогда сиу захватили здание Бюро по делам индейцев и удерживали его семь дней. Участники похода были заклеймены консервативными племенными лидерами как «ренегаты» и «маоисты». Некоторое время спустя Минс возвратился в Пайн-Ридж для участия в собрании Ассоциации землевладельцев сиу, членом которой он являлся. Однако председатель племенного совета оглала Дик Уилсон добился судебного предписания, запрещавшего Минсу и другим членам ДАИ выступать с речами или проводить собрания в резервации.

26 февраля 1973 года Минс возглавил демонстрацию протеста индейцев в г. Кастер против убийства расистами индейца-оглала Уэсли Быка С Плохим Сердцем (убит ударом ножа в грудь, белых убийц оправдали). Несколько недель спустя вожди и старейшины племени и организация «За гражданские права оглала» попросили поддержки Минса для привлечения к судебной ответственности самого Дика Уилсона за многочисленные злоупотребления своим служебным положением. После непродолжительной встречи с Уилсоном, которая ничего не дала, Минс был жестоко избит «за свою политическую деятельность» подручными председателя племенного совета.

Существует альтернативная версия предыстории инцидента. Согласно это теории в резервации были проведены благотворительные показы «индейских фильмов» от студии ДЭФА (ГДР). Пример борьбы кино-индейцев во главе с Гойко Митичем вдохновил на восстание настоящих индейцев.

Сам же Минс так объясняет причину восстания: «События в Вундед-Ни произошли потому, что индейцы хотели остаться индейцами, а им не оставили для этого никакой возможности. Поэтому мы восстали и заявили о себе во весь голос, но сейчас индейцы понемногу начинают отступать, в соответствии с их представлением о «Красоте». И вот что важно понять! Индейцы вновь должны стать свободным народом. Это главное, свободны мы или нет, а что кто-то там выступил против Соединенных Штатов Америки или ещё что-то сделал — это ерунда. Быть индейцем — это значит жить с землёй и на земле, а это возможно для нас, если только мы снова станем свободными. И только об этом и следует говорить. И вот что я понимаю под свободой. Это очень важно для наших детей. Единственный способ быть свободными — это осознание своей ценности как отдельно взятой личности. В противном случае человек становится таким, каким его видят колонизаторы, — леммингом, мышью. Становись в строй, нажимай нужные клавиши, умирай».

Оккупация

По прибытию в Вундед-Ни, активисты (по разным сведениям от 200 до 300 человек) во главе с Расселом Минсом и Деннисом Бэнксом берут на себя командование над посёлком, заявив, что они утверждают в нём традиционное племенное правление, независимое от марионеточного правительства Пайн-Риджа. Посёлок объявляется территорией, свободной от бледнолицых, независимым индейским государством.

Они грабят торговый пункт, берут одиннадцать жителей в заложники, баррикадируются в церкви и роют окопы на холме. Их требования: проверка всех договоров между правительством США и индейцами (371 договор) сенатором Фулбрайтом в комиссии сената по иностранным делам; расследование отношения Министерства внутренних дел и Бюро по делам индейцев (БДИ) к индейцам-оглала другой комиссией под руководством Тэда Кеннеди; смещение с должности членов племенного совета и изменение законодательства племени, которое уходит корнями ещё к Закону о реорганизации индейцев 1934 года, пережитка времён Рузвельта.

На следующее утро более 100 американских полицейских перегораживают все дороги на Вундед-Ни. Сначала к месту волнений летят два сенатора, ведут переговоры с повстанцами и с удивлением узнают, что заложники, оказывается, сотрудничают с повстанцами и могут в любой момент покинуть посёлок. Однако, то, что первоначально было задумано как символическое противостояние, которое должно было привлечь внимание правительства к ситуации коренных американцев, выливается в 71-дневный вооружённый конфликт на американской территории, самый долгий со времён гражданской войны в США, в котором «захватчики» ведут перестрелку с полицией, агентами ФБР, военными советниками и полицией племени. Журнал «Рампартс» определял ситуацию как «новые индейские войны». Газетной сенсацией становится также и присутствие Уильяма Канстлера, знаменитого «нового левого» защитника, в число его клиентов входили Мартин Лютер Кинг, Малькольм Икс, Стоукли Кармайкл, Бобби Сил, «чикагская семёрка». Пресса также не могла обойти вниманием символическое значение визита Ральфа Эбернэти, к которому в 1968 году после убийства Мартина Лютера Кинга перешло председательство на Южной Конференции Христианских Лидеров, одной из самых влиятельных организаций чернокожих по борьбе за гражданские права в 60-х годах. В своей речи 7 марта он проводит параллель между афро-американским и индейским движением за гражданские права и высказывается по этому поводу так: «Пусть [Вундед-Ни] покажет американцам, что два великих народа, которые в прошлом отдельно друг от друга терпели страдания, хотят в будущем вместе бороться за справедливость».

Итоги

Сопротивление закончилось 8 мая при посредничестве Национального совета церквей подписанием соглашения и сдачей повстанцев. Белый дом соглашается рассмотреть обвинения против племенного совета: коррупция и нарушение гражданских прав, а также заново рассмотреть договор в форте Ларами от 1868 года, по которому племени сиу причитаются большие части Северной и Южной Дакоты, Монтаны, Вайоминга и Небраски.

За время восстания погибло двое повстанцев: Бадди Ламонт и Фрэнк Клируотер. После восстания его руководитель Деннис Бэнкс 10 лет скрывался в подполье.

Суд

Когда над индейскими лидерами, возглавившими выступление в Вундед-Ни, устроили суд, Минс, облачённый в индейскую одежду, выступил на нём с яркой речью. Хотя суд запретил Минсу и его защите основывать своё дело на договоре 1868 года (договор о мире и дружбе, подписанный в форте Ларами), защита всё время пыталась представить правительство США истинным виновником происшедшего. Судебное разбирательство длилось 4 месяца. Шесть юристов защиты, возглавляемые Марком Лейном и Уильямом Канстлером, подвергли очень тщательному перекрестному допросу правительственных свидетелей, выступавших с показаниями. Упорство защиты было вознаграждено обнаружившимися свидетельствами незаконного прослушивания телефонных разговоров агентами ФБР, фальшивых показаний и других нарушений со стороны правительства. 16 сентября 1974 года судья Фред Никол снял обвинения с Минса. С этого времени на Минса неоднократно совершались покушения. Его брат Тед говорит: «Рассел очень важное лицо, вот почему все эти акции направлены против него. Это говорит о том, что Минс — подлинный лидер». Впоследствии он ещё не раз представал перед судом, в том числе в 1975 году по обвинению в убийстве, однако в итоге был снова признан невиновным.

Иная деятельность

Рассел Минс сыграл в ряде художественных фильмов. Его кинодебютом стала роль Чингачкука в художественном фильме 1992 года «Последний из могикан». Также он снялся в фильме «Прирождённые убийцы», снялся в одной из серий сериала «Детектив Нэш Бриджес», исполнил одну из ролей в мини-сериале «На Запад» и выступил актёром озвучивания в мультфильме «Покахонтас». В 1997 году им была выпущена автобиографическая книга, озаглавленная как «Where White Men Fear to Tread» («Куда боится ступить нога белого человека»). Минс проявил себя и на музыкальном поприще, выпустив альбом «Electric Warrior» и «The Radical», исполненные в стиле этнического (индейского) рэпа, который сам Минс называет рэпахо.


Смерть

22 октября 2012 года Рассел Минс умер от рака горла в возрасте 72 лет.