В Екатеринбурге стартовал судебный процесс над членами одиозной националистической группировки «Фольксштурм». На счету банды несколько убийств и нападений на иностранцев, в основном выходцев из средней Азии. Основной костяк уличной банды, девять человек, осудили в прошлом году. Теперь суд решит участь еще двух скинхедов, также обвиняемых в убийствах и избиениях.

Во вторник Свердловский областной суд приступил к рассмотрению по существу дела двух членов банды скинхедов «Фольксштурм», обвиняемых в убийствах и избиениях гастарбайтеров. Дело рассматривает судья Павел Владимирович Неретин. Костяк экстремистского сообщества — девятерых участников банды — задержали в феврале 2008 года, а летом прошлого года они получили свои сроки. Лидера группировки Михаила Русакова приговорили к 13 годам колонии строго режима, двоих его пособников — к 8 и 6 с половиной годам лишения свободы. Еще шесть человек отделались условным наказанием.

В тот день, когда местные оперативники проводили операцию по задержанию членов «Фольксштурма», трем скинхедам удалось скрыться. Один из них — ныне 22-летний Александр Соловьев — успел уехать в Москву, где скрывался.

Однако позже его задержали по подозрению в убийстве на почве национальной ненависти, которое он совершил уже в столице. В феврале 2010 Соловьева приговорили к 8 с половиной годам колонии, а теперь, когда удалось установить его причастность к уральской группировке, его этапировали в Екатеринбург для суда уже по делу «Фольксштурма».

Вместе с Соловьевым (обвинение: ст.105 ч.2 п.п.а,ж,л; ст. 30 ч.3, ст.105 ч.2 п.п.ж,л; ст. 30 ч.3, ст.105 ч.2 п.п.а,ж,л; ст. 30 ч.3, ст.105 ч.2 п.п.а,ж,л; ст. 30 ч.3, ст.105 ч.2 п.п.а,ж,л; ст. 30 ч.3, ст.105 ч.2 п.п.а,ж,л; ст. 30 ч.3, ст.105 ч.2 п.п.а,ж,л; ст. 30 ч.3, ст.105 ч.2 п.п.а,ж,л; ст.105 ч.2 п.п.а,ж,л;) по делу № 1-160/2012 судят и 24-летнего Александр Минина (обвинение: ст.282 ч.2 п.п.а,в; ст.282 ч.2 п.п.а,в; ст.282 ч.2 п.п.а,в;). Он также скрывался от следствия, но за территорию Свердловской области не выезжал.

Следователям удалось доказать причастность Александра Соловьева к двум убийствам и семи покушениям на лиц неславянской внешности. В тот момент молодому человеку было 17 лет. Александр Минин, по версии следствия, непосредственного участия в убийствах не принимал. Ему инкриминируют три эпизода избиений гастарбайтеров.

«В зависимости от роли каждого им вменяют пп. «а», «ж», «л» ч. 2 ст. 105 УК (убийство двух и более лиц, совершенное организованной группой, по мотивам расовой и национальной ненависти), ч. 3 ст. 30, пп. «а», «ж», «л» ч. 2 ст. 105 УК (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное организованной группой, по мотиву расовой и национальной ненависти), а также пп. «а», «в» ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти по признакам расы и национальности, совершенные публично, с применением насилия, организованной группой)», — пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь регионального управления Следственного комитета Александр Шульга.

Следователи считают Соловьева одним из ближайших соратников лидера «Фольксштурма» Русакова. В отличие от Минина, находящегося под подпиской о невыезде, Соловьев общался с судьей из-за решетки. Он не прятал лицо от телекамер, стоял прямо и невозмутимо разглядывал журналистов. Его руки покрыты многочисленными татуировками. Пока гособвинитель зачитывал многостраничное обвинительное заключение, подсудимый откровенно зевал.

«Фольксштурм» — самая одиозная на Урале банда скинхедов. Участниками сообщества были выходцы из семей различного социального положения: по словам защитников подсудимых, в группировке числились как сыновья простых заводчан, так и отпрыск известного в Екатеринбурге политического деятеля «Единой России». Какого именно — адвокаты не сказали.

«Фольксштурм» образовался в 2006 году, а расцвет его деятельности пришелся на 2007 год. Уличные бойцы примерно дважды в месяц собирались в центре города и отправлялись «патрулировать» улицы в поисках первой попавшейся жертвы, которой чаще всего становился выходец из Средней Азии.

По данным следствия, члены «Фольксштурма» совершили три убийства и восемь покушений на лиц неславянской национальности. Но правоохранители считают, что пострадавших было значительно больше.

Каждое свое нападение скинхеды снимали на видео. Позже монтировали: закрывали лица нападавшим, накладывали музыку, ироничные титры и выкладывали в интернет, в том числе и на небезызвестный сайт националистов «Формат-18».

Выходца из средней Азии растягивают за руки, не давая вырваться. Один из нападавших бьет в корпус и голову. Другой сзади втыкает отвертку в спину своей жертвы, потом — под основание черепа. Жертва кричит, потом без чувств оседает на землю. Ему прыгают на голову. От удара вытекает глаз.

— Сними, сними быстрее. Глаз выткнули.

Камера наезжает крупным планом на то, что когда-то было лицом.

— Пойдем отсюда, — слышен голос за кадром.

На этом, ролик обрывается.

Это одно из многих видео, снятых во время «акций» «Фольксштурма». Такие документальные свидетельства преступлений стали основными доказательствами по уголовному делу уличной банды.

«Это напоминает кровавое реалити-шоу, где зритель в интернете мог наблюдать за привычным форматом «акций». Секрет был в том, что серийность и повторяемость видео, объединенные, по сути, едиными героями, должны были взорвать информационную бомбу. Не нужны были десятки идеально скрытых акций, а, наоборот, резонанс и общественное напряжение, и внимание сотен тысяч людей, привязанных к очередной серии кровавого проекта, получившего название «Закрытое Акционерное Общество Фольксштурм», — так описывает идею экстремистского сообщества екатеринбургский адвокат Василий Федорович, к которому члены группировке ранее обращались за юридической помощью.

Сам Федорович сейчас находится под следствием в екатеринбургском СИЗО по обвинению в многочисленных разбоях с националистской подоплекой: поданным следствия, адвокат вместе со своими пособниками участвовали в грабежах и убийствах иностранцев.

Есть основания полагать, что участников сообщества было куда больше. После того как в феврале 2008 года был задержан костяк группировки, в Екатеринбурге произошли поджоги двух православных храмов. Позже, в 2009 году, начальник ГУВД Свердловской области Михаил Никитин докладывал о раскрытии поджогов: «Установлена причастность и уже задержаны двое из так называемой экстремистской, профашистской организации «Фольксштурм». Сейчас смотришь на этих, извините за выражение, нелюдей… Такой мотив, как у них, мог возникнуть только у дебилов! Это месть сотрудникам свердловской милиции за то, что они задержали 18 членов этой группировки».

Дмитрий Антоненков
Газета.ру