7 декабря, исполняется 24 года со дня разрушительного землетрясения в Армении. Землетрясение произошло в 11.41 7 декабря 1988 года на северо-западе Армянской ССР. В результате землетрясения были полностью разрушены город Спитак и 58 сёл; частично разрушены города Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор) и ещё более 300 населённых пунктов. Погибли по меньшей мере 25 тысяч человек, 514 тысяч человек остались без крова. В общей сложности, землетрясение охватило около 40 % территории Армении.

Несмотря на разгоравшийся армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха, азербайджанцы одними из первых протянули руку помощи пострадавшей от землетрясения Армении. Свыше трех тысяч человек из Азербайджана прибыли в Армению для оказания помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения. Они, не покладая рук, не взирая на подстерегавшую их на каждом шагу смертельную опасность, работали над расчисткой завалов, спасали оставшихся под ними людей. До сих пор жива память о хирурге-азербайджанце Мамедове, который работал в полевом госпитале в Ленинакане. По словам бывшего заместителя начальника штаба Гражданской обороны РСФСР, в декабре 1988 года назначенного руководителем работ по ликвидации последствий землетрясения в Армении, Мамедов днями и ночами напролет проводил операции, спасал пострадавших от землетрясения армян.

«И вдруг ему сообщают, что в операционную привезли его дочь, извлеченную из-под завалов. Но он сказал, чтобы его дочь была помещена в общую палату и ждала своей очереди, а сам продолжал оперировать раненых армян. К сожалению, когда подоспела очередь его дочери, она скончалась прямо на операционном столе. Это был герой-азербайджанец», — вспоминал в одной из бесед с автором этих строк генерал Тараканов.

А вот воспоминания о герое-азербайджанце российского журналиста Владислава Шурыгина, работающего сейчас в газете «Завтра»: «В госпитале Ленинакана служил хирургом офицер-азербайджанец. Если память не изменяет мне, его фамилия была Мамедов. Его несколько раз пытались избить. Начальнику госпиталя в открытую говорили, уберите из госпиталя азербайджанца. Мы всё равно не позволим ему здесь жить.

Когда ударила стихия, он уже через полчаса встал к столу и почти двое суток от него не отходил. Бросить больных и спасать своих он не мог, не позволяло чувство долга. В госпиталь принесли девочку с тяжёлым переломами и кровотечением. Он оперировал её четыре часа. Вернул с того света. Родители бросились к нему со слезами благодарить и заговорили с ним по-армянски. Он сказал, что не понимает. Отец спросил, кто ты по национальности? Он сказал, что азербайджанец. Тогда отец плюнул на пол, развернулся и ушёл».

За оказание помощи пострадавшей от землетрясения Армении наша республика получила почетную грамоту, подписанную первым секретарем горкома партии Ленинакана Мкртчяном, а 25 азербайджанцев указом Михаила Горбачева получили медали за мужество, проявленное при оказании помощи в ликвидации последствий землетрясения в Армении.

Однако армяне даже в столь трагический для себя момент показали свое истинное лицо. Экипажу посланного из Азербайджана самолета «Ил-76» с гуманитарной помощью и добровольцами армянский диспетчер сознательно сообщил неверные координаты, и при подлете к Ленинакану «Ил» потерпел катастрофу. В самолете находились два «Камаза» с матрасами, одеялами, медикаментами. В результате катастрофы погиб экипаж из 9 человек и 69 пассажиров.

Впрочем, свое природное вероломство армяне продемонстрировали не только в отношении азербайджанцев. Гнусно они поступили и с теми русскими, которые в тяжелые дни декабря 1988 года спасли не одну сотню жизней в Спитаке и Ленинакане. В день 24-й годовщины землетрясения в Армении Vesti.Az публикует материал с сайта «Спецназ России» (www. specnaz.ru), который был подготовлен еще несколько лет назад майором юстиции С. Ушаковым по следам кровавого преступления армян, совершенного 10 июля 1992 года. В тот день армянские боевики хладнокровно расстреляли пятерых российских десантников, принимавших участие в спасении жертв того самого землетрясения.

«Десять лет назад, 10 июля 1992 года, в Ленинакане погибли пятеро российских десантников. Тогда армянская сторона в лице заместителя министра обороны Абрамяна и командира воинских формирований Ширакского района Варданяна на весь мир заявила о «преступных действиях российских военных». Они якобы задавили автомашиной ребенка, применили оружие. Потому, дескать, по ним и открыли ответный огонь. Пресса «новой демократической России» озвучивала только одну точку зрения, представляя десантников в качестве преступников. Убитых десантников обвиняли во всех смертных грехах. Мертвые срама не имут. Но живы их родные и близкие, которые знают, что ребята честь русского солдата ничем не запятнали.

…Уже три дня колонна из четырех автомашин 21-й отдельной десантно-штурмовой бригады находилась в Ленинакане на территории 127-й мотострелковой дивизии. Десантники прибыли в дивизию из Кутаиси за получением аппаратной Н-18 и аппаратуры космической связи. Вопрос с округом был согласован. Однако в дивизии их не ждали. Техника оказалась неподготовленной к передаче. Это стало ясно капитану А. Климко, старшему колонны, еще 7 июля, сразу по прибытии. После его доклада в штаб округа – в дивизию, в Ленинакан, срочно выехал подполковник А. Кротко.