Верцингеторикс – вождь могущественного галльского племени арвернов и руководитель последнего крупного антиримского восстания галлов. Его отцом был представитель знатного арвернского рода, Кельтилла, казненный соплеменниками за стремление к установлению единоличной власти.

Дата рождения Верцингеторикса остается неизвестной. Отталкиваясь от сочинения Юлия Цезаря «Записки о галльской войне», некоторые историки относят её примерно к 80 году до нашей эры. Обосновывается это тем, что Цезарь в 52 году до нашей эры называет Верцингеторикса «юношей» (лат. «adulescens»), то есть человеком, не достигшем тридцатилетия (возраст, который в Риме считался моментом вступления во взрослую жизнь).

По свидетельству греческого географа и историка Страбона местом рождения Верцингеторикса был главный город арвернов Герговия, расположенный неподалеку от нынешней столицы Оверни Клермон-Феррана.

О детстве Верцингеторикса ничего не известно. Есть предположение, согласно которому он обучался у жрецов-друидов, а затем служил в римской армии. О последнем косвенно свидетельствует то, что римский историк Дион Кассий называет его «другом Цезаря». Кроме того, в пользу данной версии говорит прекрасная осведомленность Верцингеторикса в римских способах ведения войны. Впрочем, она могла являться также следствием противостояния галлов с римлянами, которое началось ещё в 58 году до нашей эры, когда Цезарь вторгся на территорию Трансальпийской Галлии (включавшую большую часть современной Франции и Бельгии).

В 52 году до нашей эры Верцингеторикс возглавил масштабное антиримское восстание, в конечном итоге объединившее почти все галльские племена. Подробный рассказ о жизни и деятельности арвернского вождя в этот период содержится в «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря. В частности, вот что он пишет о Верцингеториксе на момент начала восстания: «Этот очень влиятельный молодой человек, отец которого стоял некогда во главе всей Галлии и за свое стремление к царской власти был убит своими согражданами, собрал всех своих клиентов и без труда поджег их к восстанию. Узнав о его замыслах, арверны схватились за оружие. Его дядя Гобаннитион и остальные князья, не находившие возможным теперь же пытать счастья, воспротивились ему, и он был изгнан из города Герговии. Однако он не отказался от своего намерения и стал набирать по деревням бедноту и всякий сброд. С этой шайкой он обходит общину и повсюду привлекает к себе сторонников, призывая к оружию для борьбы за общую свободу. Собрав таким образом большие силы, он изгоняет из страны своих противников, которые недавно изгнали его самого. Его приверженцы провозглашают его царем. Он повсюду рассылает посольства, заклинает галлов соблюдать верность своей присяге. Скоро в союз с ним вступают сеноны, парисии, пиктоны, кадурки, туроны, аулерки, лемовики, анды и все прочие племена на берегу Океана. По единогласному постановлению они вручили ему главное командование. Облеченный этой властью, он требует от всех этих общин заложников; приказывает в кратчайший срок поставить определенное число солдат; определяет, сколько оружия и к какому сроку должна изготовить у себя каждая община».

Благодаря этим энергичным действиям, Верцингеториксу быстро удалось собрать большое войско (по некоторым данным до 300 000 человек), что поставило Цезаря в крайне затруднительное положение: к началу восстания он находился в Северной Италии, в Галлии же было расквартировано всего 10 римских легионов (около 60 000 человек). Будучи разбросаны по галльским территориям, римские войска не могли оказать восставшим серьезного сопротивления.

Понимая, что Цезарь попал в ловушку, Верцингеторикс попытался использовать создавшуюся ситуацию, выслав часть галльского войска к границам Нарбонской Галлии (провинции, располагавшейся в Южной Франции на территории современного Прованса и Лангедока, завоеванной римлянами около 120 года до нашей эры). Этим маневром он хотел отрезать Цезарю путь к римским легионам в Трансальпийской Галлии. Однако Цезарь предпринял ответный ход: спешно собрав подкрепление, он отправился в Нарбонскую Галлию, где усилил римские гарнизоны и отдал необходимые распоряжения относительно организации обороны, после чего, взяв большую часть приведенных с собой отрядов, переправился с ними через Севенские горы и вторгся на земли арвернов. Атака Цезаря была полной неожиданностью для Верцингеторикса, поскольку Севенский хребет считался непроходимым в зимнее время года. Предвидя, что арвернский вождь бросится на защиту своих территорий, Цезарь предпринял обманный маневр: оставив в Арвернии лишь небольшой отряд, которому было приказано создавать как можно больше шума и предпринимать вылазки на максимально возможные расстояния, он стремительно двинулся на соединение со своими легионами. Обманутый Верцингеторикс, полагая, что все римские отряды находятся в Арвернии, направился туда, в то время как Цезарь, пройдя через земли дружественного римлянам племени эдуев, достиг двух легионов, расквартированных во владениях лингонов (на территории современной Шампани). А вскоре ему удалось стянуть сюда и прочие римские подразделения.

Поняв свою ошибку, Верцингеторикс двинулся к землям эдуев. Этот шаг вновь поставил Цезаря в затруднительное положение: он вынужден был оставить часть своих легионов в Агединке (нынешнем Сансе) и отправиться на выручку союзникам. По дороге римляне без труда захватили Веллаунодун (один из главных городов племени сенонов), Кенаб (главный город племени карнутов, современный Орлеан) и Новиодун (город племени битуригов, нынешний Невер).

Потеряв за непродолжительный срок столько городов, Верцингеторикс вынужден был созвать общее собрание галлов, дабы обсудить дальнейший план действий. На этом собрании арвернский вождь предложил поменять способ ведения войны с римлянами и прибегнуть к тактике партизанских вылазок и «выжженной земли» (собственноручному разорению тех территорий и городов, которые могли быть использованы противником для добычи провианта). Предложение Верцингеторикса было единодушно одобрено. Последовавшее использование галлами перечисленных военных приемов стало одним из первых зафиксированных случаев применения тактики «выжженной земли».

Действия Верцингеторикса вновь поставили Цезаря в сложное положение. Запасы римских легионеров начали стремительно истощаться и лишь захват очередного галльского города – Аварикума (столица племени битуригов, современный Бурж), –позволил римлянам несколько поправить свое положение и пополнить продовольственные резервы. Впрочем, Цезарь понимал, что это лишь временная мера и необходимо предпринять решительные действия для скорейшей победы над галлами. В противном случае изматывающая тактика, выбранная Верцингеториксом, действительно могла привести к поражению римлян. Учитывая это, Цезарь стремительно двинулся к столице арвернов, Герговии, рассчитывая с ходу овладеть этим городом, как он уже овладел четырьмя предшествующими галльскими городами.

Верцингеторикс, увидев намерение Цезаря, также направился к Герговии и разбил неподалеку от нее свой лагерь.

Поскольку Герговия была хорошо укреплена, надеждам Цезаря на её быстрое взятие не суждено было сбыться. Римляне вынуждены были приступить к осаде города, которая грозила надолго затянуться. В это время вновь начала давать знать о себе проблема нехватки продовольствия, усугубляемая частыми вылазками галлов, по-прежнему использующих тактику партизанских нападений. Вскоре к этому прибавилась измена до тех пор союзного римлянам племени эдуев, которое перешло на сторону Верцингеторикса. После этого положение Цезаря стало особенно шатким. Тем не менее, он все-таки предпринял попытку взять Герговию штурмом, но она закончилась провалом. Римские легионеры вынуждены были отступить.

Неудача римлян вызвала большое воодушевление среди галлов. Верцингеторикс стал популярен как никогда. На общегалльском съезде в Бибракте (столице эдуев) он был единогласно признан верховным военным вождем. К антиримскому союзу присоединились ранее колебавшиеся галльские племена, и лишь два племени, лингоны и ремы, сохранили верность Риму.

Вступление в антиримский союз новых галльских племен позволило Верцингеториксу ещё больше увеличить свою армию, укрепив численный перевес галльских войск над римской армией. Стремясь поправить создавшееся положение, Цезарь призвал себе на помощь наемную конницу германцев, усилив ею свои подразделения. Несмотря на это перевес галлов оставался значительным. Вследствие этого, а также в связи с постоянной нехваткой продовольствия Цезарь решил отвести свои войска к Нарбонской Галлии, откуда он рассчитывал получить провиант и подкрепление. Увидев, что римляне отступают, Верцингеторикс посчитал, что настал удобный момент для того, чтобы нанести им поражение в открытом бою. Галльская конница, разделенная на три отряда, атаковала колонну римлян. Однако Цезарь также разбил свою конницу на три отряда и бросил её навстречу галлам. Завязалась ожесточенная схватка, в ходе которой римляне смяли галлов и вынудили их к отступлению. Римские подразделения преследовали галльские войска вплоть до Алезии (галльский город неподалеку от нынешнего Дижона). Здесь Верцингеторикс вместе с остатками своей армии был вынужден укрыться от Цезаря, который немедленно приступил к осаде города. Нехватка продовольствия, осадное положение и потери, понесенные в битве с римлянами, оставляли Верцингеториксу надежду лишь на помощь извне. Рассчитывая на то, что галлы не оставят в беде своего вождя, он под покровом ночи выслал из Алезии конницу, которая должна была донести до галльских племен весть о том, что он попал в ловушку и необходимо прийти ему на выручку.

В то же время Цезарь не терял времени: пока галлы собирали новое войско, римские солдаты денно и нощно строили укрепления и осадные сооружения вокруг Алезии. За шесть недель были вырыты многокилометровые рвы, была построена плотина и вал.

Наконец, галлы собрали подкрепление и двинулись на помощь Верцингеториксу. Первая атака на римлян, поддержанная арвернским вождем, который вывел из Алезии остатки своего войска, окончилась неудачей. На следующий день атака повторилась. Это стало решающим сражением, поставившим точку как в восстании галлов, так и в римском завоевании Трансальпийской Галлии.

Обе стороны бились с ожесточением, а сама битва согласно Цезарю началась около полудня и продолжалась целый день. Несмотря на то, что галльские войска превосходили римские численностью, последние были более искусны и дисциплинированы. В какой-то момент галлы Верцингеторикса начали теснить римлян, но Цезарь прибегнул к окружному маневру. Собрав значительную часть римской конницы и когорт, он обошел галлов и ударил им в тыл. Не ожидавшие этого галльские войска растерялись и не сумели сохранить боевой порядок. Последовавшее массовое бегство галлов решило исход сражения в пользу римлян.

Остатки галльского войска во главе с Верцингеториксом вновь укрылись в Алезии. Понимая бесперспективность дальнейшего сопротивления, на следующий день после поражения арвернский вождь созвал общее собрание. На нем Верцингеторикс заявил, «что эту войну он начал не ради своих личных выгод, но ради общей свободы; так как необходимо покориться судьбе, то он отдает себя в распоряжение собрания: пусть оно благоволит сделать выбор: или его смертью удовлетворить римлян, или выдать его живым».

После этого к Цезарю были высланы галльские переговорщики и, в соответствии с его требованием, Верцингеторикс был выдан римлянам.

Вот как описывает сдачу арвернского вождя Плутарх: «Верцингеторикс, руководитель всей войны, надев самое красивое вооружение и богато украсив коня, выехал из ворот. Объехав вокруг возвышения, на котором сидел Цезарь, он соскочил с коня, сорвал с себя все доспехи и, сев у ног Цезаря, оставался там, пока его не заключили под стражу, чтобы сохранить для триумфа».

О дальнейшей судьбе Верцингеторикса известно немного. Отрывочные сведения в источниках говорят о том, что Цезарь привез его с собой в Рим в качестве военного трофея. После пяти лет заключения в августе 46 года до нашей эры пленный Верцингеторикс был проведен в триумфальной процессии Цезаря, а затем умерщвлен по приказу последнего.

Источник: cult-turist.ru

P.S.

Слушать: Panzerjager — Vércingétorix