В прессе сейчас много скандалов вокруг главного иркутского раввина Аарона Вагнера, человека с виду незамысловатого и даже приятного. Широкая публика его не знает, а напрасно.

Давайте вспомним кто он и откуда взялся? В Иркутск Вагнер попал в 2003 году из Донецка. Юного Аарона старательно пристроил на «теплое» место папа — Зеев Вагнер, раввин Центрального федерального округа. Не старшего брата Арона, Бени, отец решил определил еще лучше — главным раввином Красноярского края. Через год, благодаря усилиям родни, Аарона избрали представителем СФО в Совете раввинов Федерации еврейских общин России.

Казалось бы, ничего особенного в назначении нового раввина нет. Дела еврейской общины никого в Иркутске особо не волнуют, ребе в светскую жизнь вроде бы не лезут, да и вообще никому не мешают.

Но не тут-то было!

Аарон Вагнер является человеком главного раввина «Федерации еврейских общин России» Берла Лазара, его, так сказать, соратником, опорой и надеждой. Отец, Зеев находится с Лазаром как говорят «на короткой ноге». А сам Берл — человек тоже сложный.

В Россию Берл Лазар приехал в 1987 году по туристической визе. Судя по всему, выпускник раввинского колледжа быстро сообразил, что в бурлящей перестроечной стране буквально Клондайк для религиозного проповедника. Хотя не исключено, что его было кому надоумить.

Поговаривают, что Берл Лазар не так просто попал в Россию (тогда еще СССР). Учился он в США, в иешиве «Томхей Тмимим» в Нью-Йорке, где заимел ряд финансовых проблем с местной еврейской общиной. По тем временам лучшим способом скрыться от финансовых сложностей или криминальных делишек был отъезд за «железный занавес».

Впрочем, есть мнение, что Берл Лазар быстро нашел общий язык с председателем КГБ Владимиром Крючковым, которому тогда очень чем-то мешали весьма политически активные и воспитанные в духе традиционной общины советские евреи. Именно эти люди занимали многие ключевые посты в высшей партийной и хозяйственной номенклатуре Советского Союза.

В отличие от российских евреев, Берл Лазар, как и Аарон Вагнер, является хасидом. Хасидизм, как известно, — весьма специфическая ветвь иудаизма, балансирующая между своеобразным протестантизмом и определенной вседозволенностью, от которых попахивает сектантством. Хасиды не признают государство Израиль, часто выступают на стороне арабов и даже сжигают национальные израильские флаги во время проведения праздников.

Хасиды развили идею о том, что раввин посредничает между простым народом и Богом. Так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать раввина, предоставлять ему материальную поддержку, чтобы «святой человек» мог посвятить себя общению с Богом. У хасидов место раввина передается по наследству. Для хасидов характерны крайний мистицизм и религиозная экзальтация.

Так или иначе, а в 1990 году Берл Лазар возглавил московскую синагогу в Марьиной Роще. После этого, буквально в какие-то девять лет, он достиг необычайных высот, став к 1999 году главой практически всех еврейских структур в России.

В 1999 году в России возникла новая и необычная организация — «Федерация еврейских организаций России» (ФЕОР). С первого дня своего существования она получила мощнейшую моральную и материальную поддержку со стороны как федеральных властей, так и олигархов еврейской национальности. Особую роль в формировании ФЕОР сыграли Борис Березовский, Роман Абрамович и Лев Леваев.