Долгое время многие государства Азии находились под властью европейских колонизаторов. В Индонезии это были голландцы, прямо или косвенно подчинявшие, начиная с XVI века, государства, находившиеся на территории нынешней Индонезийской республики. Местное население вело непрекращающуюся борьбу за свободу, однако окончательной победе мешало наличие у колонизаторов более совершенного вооружения, а также проводимая ими политика «разделяй и властвуй». Особое усердие в деле освобождения Родины от поработителей проявляли повстанцы. Именно от них больше всего доставалось колониальным войскам. Ещё с конца XVIII столетия на индонезийских островах действовали отряды таких выдающихся деятелей сопротивления, как Сурапати, Сепуха, Адипати Анома и Джарота.

Однако в первой половине XIX века на территории Индонезии произошло выступление, равному которому голландские колонизаторы еще не знали. Это была великая Яванская война, или восстание под предводительством принца Дипонегоро.

Причины

К началу XIX века экономическое положение «голландской Индии» (распространенное в Европе название территории Индонезии) значительно ухудшилось, а оккупация Нидерландов наполеоновской Францией окончательно усугубило состояние и без того нищей колонии. Следует отдать должное французам, которые пытались провести в Индонезии некоторые реформы, благодаря чему избежали серьезного кризиса.

Однако вернувшаяся после падения наполеоновской Франции в колонию голландская администрация повела политику свёртывания французских преобразований и возвращения к старым порядкам. Сильно выросли налоги и пошлины, а недовольство как местной аристократии, так и простого народа колонизаторы даже не принимали во внимание. Окончательно положило конец терпению народа строительство «Великой почтовой дороги», которая должна была, по мысли голландцев, связать запад острова Ява с востоком. Мало того, что строительство само по себе требовало немалых средств, на работы было согнано громадное количество яванских крестьян, тысячи из которых, не выдержав тяжелейших условий, погибли.

Жёсткие меры колонизаторов сопровождались также попытками христианизации местного населения.

Лидер

Принц Дипонегоро, родившийся в 1785 году, был старшим сыном султана Джокъякарты, Хамегкубувана Третьего. Однако, после смерти отца ему не удалось унаследовать трон, так как голландская колониальная администрация поддержала кандидатуру младшего брата Дипонегоро. Не имея никаких личных обид, Дипонегоро, постоянно обличал угнетение и несправедливости со стороны колонизаторов. Его слова, видимо, настолько напугали голландцев, что после смерти брата принц был вновь обойдён в наследовании престола Джокъякарты. На этот раз султаном стал его племянник.

Решив окончательно унизить Дипонегоро, голландцы направили «Великую почтовую дорогу» через владения принца, даже не удосужившись спросить его согласия. Когда принц со своими сторонниками разогнал обнаглевших колонизаторов, у них появился повод обвинить его в мятеже. 20 июля 1825 года принц был окружён в своем доме голландскими солдатами. Приказу о сдаче Дипонегоро не подчинился. Именно с этого, фактически, и началось восстание.

Начало и разгар восстания

Спасаясь от голландцев, Дипонегоро вместе с семьёй и верными сторонниками удалось отступить и укрыться в пещере Селаронг, в пяти километрах от города Бантул. Колонизаторы, отчаявшись поймать принца, в бессильной злобе спалили оставленный им дом.

Пещера Селаронг, в которой скрылся Дипонегоро, располагающаяся рядом с деревней Кентолан Лор, в округе Бантул, быстро стала центром восстания против голландских колониальных властей. Прижатый к стене принц объединился с прижатым к стене долгие годы народом, и повёл индонезийцев к свободе и благополучию.

Избрав партизанскую тактику ведения боевых действий, принц сразу же достиг выдающихся успехов. Победа следовала за победой, и на какое-то время стало казаться, что Нидерланды могут потерять остров Яву — а ведь именно на его ресурсах должна была возрождаться голландская экономика, подорванная в наполеоновских войнах. Применяя тактику выжженной земли, а также устраивая засады на ключевых путях сообщения, принцу удалось изолировать голландские гарнизоны и разгромить их. Колониальная армия каждый год, пока длилось восстание, теряла до трети своей численности.

В период войны сменилось три голландских генерал-губернатора. Первый из них — Ван дер Каппелен вынужден был лично сообщить королю Вильгельму Первому о возможности потери Явы Нидерландами, и долго переживал свой позор. Второй — де Гизин, по свидетельствам очевидцев, весивший перед своим назначением не менее 145 килограммов, вернулся в Европу на 60 килограммов легче.

Потребовался срочный призыв новобранцев в метрополии, а также заискивание перед индонезийскими правителями за пределами Явы в поисках союза. Все это дало Нидерландам к 1830 году не менее 20 тысяч солдат, половина из которых были европейцами.

Был назначен и новый генерал-губернатор, де Кок. Ему удалось подстроиться под тактику восставших. В ключевых пунктах он построил небольшие, но хорошо укрепленные форты, взять которые повстанцам с их примитивным оружием было не под силу. Тем самым де Кок изолировал территорию, охваченную восстанием, а созданные им специальные мобильные отряды занимались преследованием партизан и их уничтожением. Помогла новому командующему и традиционная колониальная политика «разделяй и властвуй». Так, он пообещал крестьянам столь желаемое ими снижение налоговых ставок, а аристократии — возвращение отобранных колониальными властями земель. Территория, занимаемая восставшими, стала неуклонно уменьшаться.

Измена и поражение

В сложившейся обстановке Дипонегоро не оставалось ничего, кроме переговоров. 28 марта 1830 года состоялась встреча принца Дипонегоро и генерала Маркуса де Кока. Непреклонный вождь восстания сразу же потребовал независимости всего острова Ява, а также признания за собой титула султана и повелителя острова. Не будучи в состоянии склонить принца к компромиссу, де Кок самым что ни на есть подлым образом обманул его. По приказу генерала, на эскорт Дипонегоро было совершено нападение, а сам вождь восстания — схвачен и арестован.

В отсутствие непререкаемого лидера и без того терпевшее поражение восстание быстро сошло на нет. После замирения индонезийцев, колонизаторы потребовали от местной аристократии огромной контрибуции, и окончательно лишили её привилегий во владении землёй. Не достигли своих частных интересов и крестьяне — ведь контрибуция собиралась именно с них, путём повышения налогов.

Значение восстания и личности Дипонегоро

Голландцы отправили принца в заключение в Макассар, на остров Целебес (современное название — Сулавеси). Там он жил до самой своей смерти в 1855 году, под жёстким контролем и усиленной охраной.

В 1837 году узника посетил принц Генрих — младший сын короля Нидерландов Вильгельма Второго. Пообщавшись с Дипонегоро, Генрих назвал его «благородным мужем, который был схвачен из-за измены».

Восстание на острове Ява оставило глубокий след в индонезийской истории. Победив в военном отношении, голландцы показали свое истинное лицо, из-за чего необходимость свержения их власти стала очевидной для всех индонезийцев. Впоследствии это привело к постепенному свёртыванию колониального владычества, относительно лёгкому захвату Индонезии японцами в период Второй мировой войны, а после неё — к образованию независимого индонезийского государства.

В современной Индонезии Дипонегоро признан национальным героем. Его именем назван университет в городе Семаранг, на острове Ява.

Индонезия даже вернула в 1975 году седло и пику Дипонегоро, увезённые в своё время в качестве трофея в Нидерланды. Могила принца в Макассаре является памятником героического прошлого многострадального государства Юго-Восточной Азии.