Расследование гибели петербургского предпринимателя Бориса Хачинского в сентябре 2010 года закончено. На скамье подсудимых скоро окажутся 7 человек, которых следствие обвиняет ещё и в нападении на сына Хачинского, в поджоге маршруток и хранении оружия. В рамках этого дела проводилась спецоперация в Ингушетии, закончившаяся взрывом жилого дома. Следственный комитет заявлял о ней как об этапе борьбы с незаконными вооружёнными формированиями на Северном Кавказе.

Перед смертью обратился к журналистам

29 сентября 2010 года в подъезде жилого дома на улице Марата был обнаружен труп бизнесмена Бориса Хачинского с семью проникающими ножевыми ранениями.

Интерес правоохранительных органов и журналистов в связи с этим преступлением сфокусировался на предпринимателе из Сирии Халафе Халеде: у него с покойным был затяжной конфликт из-за коммерческих помещений на Садовой улице. Об этом конфликте «Фонтака» узнала от самого Бориса Хачинского примерно за полгода до убийства.

Причиной интервью был не только бизнес-интерес: Хачинский встретился с нашим корреспондентом после нападения на его сына Кирилла 14 января 2010 года. Преступники ударили молодого человека по голове, после чего дважды ткнули ножом в области сердца и селезёнки. Парень выжил, но сам факт заставил Бориса Хачинского «вынести сор из избы» — он подробно описал историю своих взаимоотношений с оппонентом из Сирии.

По факту нападения на Кирилла Хачинского было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 111 УК РФ («умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), которое, видимо, расследовалось большей частью на бумаге. Если Следственный комитет не ошибается сегодня, то своевременное расследование нападения на Хачинского-младшего, скорее всего, предотвратило бы убийство его отца.
Но не будем забегать вперёд.

Покатал по городу

Расследование убийства Бориса Хачинского развивалось неожиданно динамично. Записи камер наружного наблюдения зафиксировали редкий праворульный автомобиль, преследовавший непосредственно перед убийством джип Хачинского. Таким образом в кабинеты уголовного розыска попал петербуржец Станислав Белов. Вполне, кстати, социально активный человек – на момент развития тех событий он был и генеральным директором ООО «Таксомоторный парк № 2» (предприятие, в частности, специализировалось на так называемых социальных таксомоторных перевозках льготников за бюджетный счёт).

Станислав Белов в этом деле фигурирует в качестве свидетеля. Якобы в тот день, 29 сентября 2010 года, его бизнес-партнёр – второй совладелец «Таксомоторного парка № 2» Тамерлан Кукархоев – попросил его немного покатать по городу двух парней: своего племянника Микаила Кукархоева и его друга Александра Рыжкова. Белов показал на допросах: он поездил с ребятами за каким-то джипом, потом подвёз их к дому на улице Марата, где они на несколько минут вышли, заскочили в подъезд вслед за владельцем джипа, потом вернулись в машину и уехали.
Откровения Станислава Белова позволили задержать Тамерлана Кукархоева.

Подтверждаются сами собой

Показания Тамерлана Кукархоева очень интересны. С одной стороны, они, казалось бы, полностью изобличают его самого, его племянника Микаила и приятеля последнего Рыжкова в совершении убийства Бориса Хачинского. С другой стороны, эти показания, если можно так выразиться, подтверждаются только сами собой.

В изложении Тамерлана Кукархоева: за некоторое время до убийства в мечети к нему подошёл знакомый – какой именно, он не помнит, – и представил своего приятеля, которого назвал как Халафа Халеда. Тот якобы пожаловался на притеснения со стороны оппонента по бизнес-конфликту и предложил Кукархоеву потыкать в того ножом, возможно со смертельным исходом (именно такова версия следствия). За услугу сириец якобы пообещал 2 миллиона рублей, Кукархоев, с его слов, якобы согласился.

Далее, как следует из показаний совладельца таксомоторного предприятия, он попросил своего племянника исполнить преступление, на что тот якобы ответил бескорыстным согласием – мол, у нас принято слушаться старших. Александра Рыжкова Микаил якобы привлёк по собственной инициативе за компанию.

Примерно через месяц после убийства Хачинского к Тамерлану Кукархоеву, как следует с его слов, снова в мечети подошёл незнакомец и передал пакет с 2 миллионами рублей.

Таким образом, к лету 2011 года в рамках уголовного дела, возбуждённого по факту убийства Бориса Хачинского, были предъявлены обвинения четверым:
— Халафу Халеду за «заказ» убийства;
— Тамерлану Кукархоеву за организацию убийства;
— Микаилу Кукархоеву и Александру Рыжкову за исполнение этого преступления.

Все, кроме Тамерлана Кукархоева (ставшего особо ценным свидетелем обвинения), были арестованы.

В ноябре 2011 года следователь Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу провёл совершенно стандартную для такого дела процедуру: предъявил Тамерлану Кукархоеву для опознания «кандидата» в заказчики преступления – самого Халафа Халеда.

Тамерлан Кукархоев не узнал его.

«Зачистка» в Карабалаке

Тут выяснились совершенно неожиданные вещи, которые составляют как бы оборотную сторону этих событий.

Тамерлан Кукархоев неожиданно заявил, что оклеветал себя, Халафа Халеда (которого, оказывается, вообще в глаза никогда не видел), собственного племянника и его приятеля под давлением сотрудников Федеральной службы безопасности. Со слов Кукархоева, после последовавшего за показаниями его бизнес-партнёра по таксомоторным перевозкам Станислава Белова задержания к нему пришли сотрудники ФСБ. Они якобы убедили его дать показания на Халафа Халеда, приведя при этом весомые аргументы.

По словам Кукархоева, люди в штатском пригрозили устроить «зачистку» в Республике Ингушетия, где проживает семья Тамерлана Кукархоева. В качестве «пряника» Кукархоеву якобы пообещали подписку о невыезде вместо ареста – что фактически и произошло. И надо сказать, это крайне редко для петербургской судебной практики, когда обвиняемому в организации заказного убийства избирают меру пресечения, не связанную с лишением свободы.

По словам защищающего Тамерлана Кукархоева адвоката Андрея Березуна, его клиент кардинально изменил свою позицию под давлением родственников: якобы, по их мнению, он ни при каких обстоятельствах не должен был давать показания на собственного племянника.

— Я с самого начала не понял, зачем Тамерлан признал свою вину, — сказал «Фонтанке» Андрей Березун. – Я говорил ему, что угрозы «зачистками» не имеют
ничего общего с реальной действительностью…

В мае 2012 года Куйбышевский районный суд Петербурга дал санкцию на проведение обыска в доме Бахаутдина Кукархоева (родного брата Тамерлана) в городе Карабулак Республики Ингушетия. Необходимость проведения обыска следователь ГСУ СК РФ по Петербургу Дмитрий Мельников мотивировал возможной причастностью Бахаутдина Кукархоева к организации убийства Бориса Хачинского и необходимостью найти в его доме в Карабулаке подтверждающие это улики.

Обыск не удался. 31 мая 2012 года сотрудники сопровождавшего оперативно-следственную группу спецназа ФСБ застрелили Бахаутдина Кукархоева, а несколько минут спустя его дом взорвался.

8 декабря 2012 года Куйбышевский суд изменил Тамерлану Кукархоеву меру пресечения с подписки о невыезде на арест.

Международный терроризм

После этого выяснилось, что правоохранительным органам происшедшие в Петербурге и в Карабулаке события видятся несколько в другом свете, и только убийством Бориса Хачинского это видение не ограничивается.