98b7ddffca38

К женщинам в Китае испокон веку относились чуть лучше, чем к привидениям.

Традиция эта началась, как обычно, с Конфуция. Он упорно не желал распространяться о двух материях: о женщинах и злых духах. Учитель Кун говорил: «Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть».

От женщин, которые не желали слушаться, досталось и менее выдающимся китайцам. Видимо, по этой причине решено было брать не качеством, а количеством. «Много женщин лучше, чем одна!» — этот принцип исповедовали в Китае тысячелетиями. Все, кто только мог, от императора до последнего купчишки, заводили себе гаремы.

Неофициальные гаремы имелись даже у бедных, как церковные крысы, сезонных рабочих. Оборванные, чумазые, без единого юаня в кармане, попадая в новый город, они первым делом искали себе походную жену. Жена эта кормила, обстирывала и обихаживала своего сурового господина. При этом случайный муж не то, что денег не давал, но и супружеский долг исполнял раз в год по обещанию.

Вообще же в средневековом Китае гаремы были делом обычным. Никто не видел в этом ничего странного, и сами женщины тоже. Пристроить девочку в гарем вельможи или богатого человека было мечтой бедных родителей. Тем самым ей гарантировалась еда, одежда, иногда сама жизнь.

Впрочем, и тут возникали трудности.

Даже многочисленные наложницы императора часто жили впроголодь. В гареме была своя иерархия. Тех наложниц, которые не стояли во главе «сексуальной цепочки», кормили так, чтобы они только ноги не протянули. Те, кому в рацион включали полкурицы или кусок говядины на месяц, могли считаться счастливицами. Гораздо чаще бедные женщины обходились одними овощами.

Таким образом, вопрос о лишнем весе снимался раз и навсегда. Как, впрочем, и о чрезмерной продолжительности жизни.

Какие-никакие права появлялись у жен и наложниц в гареме, только если они рожали ребенка – разумеется, мальчика, судьба девочек никого не интересовала. До некоторых наложниц очередь так и не доходила, своего царственного мужа они видели только издалека. Если девушка, отчаявшись, решалась на измену, ее казнили. Впрочем, для казни иногда было достаточно и простого подозрения.

До наших дней сохранилось множество печальных историй о наложницах и младших женах императоров и удельных князей, которые накладывали на себя руки от тяжелой жизни. Обычно они вешались или топились в колодцах — в любом крупном поместье такие колодцы сохранились до сих пор.

Бывали, конечно, случаи, когда простые наложницы благодаря уму, хитрости, изворотливости и силе характера поднимались на самую вершину власти. Наиболее яркий пример – знаменитая императрица Цыси. Однако Цыси — все-таки исключение. Как правило, судьба женщин в старом Китае была незавидна.

Далеко не все, конечно, попадали в гаремы. Полно было и самых обычных браков. Впрочем, обычных только в китайском понимании.

Приходя в дом мужа, жена становилась там самым последним человеком в семье. Она была обязана делать всю грязную и тяжелую работу, не имела права голоса в решении домашних проблем, ей помыкали все, кому не лень. На некоторое послабление она могла рассчитывать, опять же, только родив наследника. Но и в этом случае ей приходилось выполнять довольно странные обязанности. Ее, например, могли заставить кормить грудью не только своего ребенка, но и свекра, и свекровь: грудное молоко считалось у китайцев хорошим омолаживающим средством.

Если девочка была из бедной семьи и за ней не могли дать приданого, ее часто отдавали в семью мужа еще ребенком. Здесь она становилась прислугой и часто — сексуальной игрушкой для членов семьи.

Рождение девочки в традиционном Китае часто воспринималось, как несчастье. Такое пренебрежение к девочкам, помимо прочего, было вызвано еще одним, чисто китайским обстоятельством. Китайцы, как известно, поклоняются духам предков. Так вот, подносить дары предкам и просить их о чем-либо может лишь наследник-мужчина. Если же такового нет, духи останутся голодными, и их гнев падет на всю семью.

Если жена чем-то провинилась, или просто вызвала гнев родственников мужа, ее могли попросту убить – как сам муж, так и любой из старших челнов семьи. В этом случае наказания обычно не было, или оно бывало формальным.

В порядке вещей была ситуация, когда муж заводил себе дополнительных жен или наложниц. Формально на это требовалось согласие старшей жены, но фактически, конечно, ее мнение мало кого интересовало.

Свекровь могла требовать, чтобы двери спальни новобрачных были всегда открыты. Таким образом, уединиться им бывало довольно сложно, в том числе и ночью.

Отдельно стоял милый обычай, называемый «бинтованием ног». Китайцы считали маленькие ножки у женщины очень сексуальными, и этот обычай был очень распространен. На деле же ступни оказывались не просто забинтованными, но переломанными и изуродованными. Женщинам, которые подверглись такому бинтованию, становилось трудно ходить, не говоря уже о выполнении домашней работы. Поэтому такой обычай был распространен в богатых и знатных семействах, где хватало работников.

«Женщин традиционно презираем»

После установления республики в 1949 году в Китае положение женщин с юридической точки зрения изменилось. Их уже не могли выдавать замуж насильно, они получили избирательные права, в общем, эмансипация пошла полным ходом.

Но в быту женщина все еще стояла гораздо ниже мужчины – такова сила привычки.

Когда Мао провозгласил свой лозунг: «Много людей – сильная страна!», — он вряд ли предполагал, к чему это приведет. Меньше, чем за двадцать лет население Китая удвоилось. Слабая промышленность и неразвитое сельское хозяйство не справлялись с таким количеством ртов.