После окончания Второй мировой в Египте нашли прибежище около 2000 нацистов, и именно они фактически и создавали государственность этой страны. Так, Скорцени создавал спецслужбы Египта, генерал вермахта Минцель – танковые войска, каратель Дирливангер обучал боевиков, а прародитель Мубарака диктатор Садат сидел при англичанах в тюрьме за шпионаж в пользу Германии.

Ещё во время Второй мировой войны около 90% чиновников и интеллигентов Египта сочувствовали Германии. Считается, что это был результат антианглийских настроений. То есть якобы египтяне придерживались принципа «враг моего врага – мой друг». Однако дальнейший ход событий показал, что у прогерманских настроений в Египте были и другие корни.

Тут кратко следует напомнить, что к концу 1930-х в Египте экономическая, социальная, да и политическая власть принадлежали не арабам, а национальным меньшинствам. В интеллектуальных сферах преобладали христиане-копты – к примеру, среди врачей и адвокатов их было около 30% при доле коптов в общей численности населения около 6%. Остальные интеллектуальные ниши в стране заполняли армяне, евреи и ближневосточные христиане (марониты из Ливана, иракские несториане, и т.д.). К 1940 году армянская община насчитывала 40 тыс. человек, еврейская – около 100 тысяч, ближневосточных христиан – около 60 тысяч. Кроме того, евреи и армяне доминировали в бизнесе и финансах (до 60% капиталов).

Как и в других своих колониях и полуколониях англичане делали ставку на нацменьшинства, исходя из старого принципа «разделяй и властвуй». Кратко говоря, копты, евреи, армяне в большинстве своём стояли на стороне англичан как в принципах управления Египтом, так и в борьбе метрополии с нацистской Германией.

Германия же, в противовес англичанам, делала ставку на «мусульманскую улицу». Пример Германии в те годы наглядно показал, как можно быстро решить «проблемы» – всего лишь устранить из жизни «неправильных людей».

После окончания Второй мировой тысячи германских военных и карателей устремились в Египет. По разным данным, их было от 1,5 тысяч до 8 тысяч. Но сегодня историки придерживаются цифры в 2 тысячи человек, осевших в этой стране.

Издание Izrus упоминает, что их переездом занималась полумифическая организация ODESSA (созданная для устройства побега из Германии бонз НСДАП и офицеров СС), особенно основанный ею «Арабо-германский центр по вопросам эмиграции», который готовил вербовку бывших офицеров вермахта и СС в армии и спецслужбы арабских стран. Активное содействие их переправке на Ближний Восток оказывали живший в Каире иерусалимский муфтий Хадж Амин аль-Хусейни и легендарный диверсант Третьего Рейха Отто Скорцени. Сам же он в 1952-53 годах участвовал в создании египетских спецслужб и готовил коммандос армейской разведки, действовавшие на Синайском полуострове и в секторе Газа.

Как отмечала германская газета Welt 28 декабря 1958 года, «Каир приобрел славу Эльдорадо для беглых нацистов». Они выступали советниками по реорганизации секретных спецслужб, ВВС, танковых войск, армейских коммандос. Немецкие спецы работали в концлагерях, где содержались противники режима Гамаля Абдель Насера. Некоторые нацисты, приняв ислам и взяв себе арабские имена, занимали руководящие должности в органах разведки и контрразведки. Так, Генрих Виллерман из Дахау (Наим Фахим) стал руководителем концлагеря «Самара» (200 км к юго-западу от Александрии). Экс-начальник гестапо в Варшаве Леопольд Глейм (Наем ан-Нашар) занимался созданием современной египетской тайной полиции. Экс-начальник гестапо в Дюссельдорфе Йоахим Доймлинг был советником министра внутренних дел Египта. Генерал вермахта Оскар Минцель, получивший работу в Египте благодаря Отто Скорцени, руководил здесь реорганизацией и подготовкой танковых войск.

Многие из этих нацистских преступников принимали участие в массовом уничтожении еврейского населения на оккупированной территории СССР, военнопленных красноармейцев, партизан. Так, Бернард Бендер (живший в Египте под именем Халиль Ибн-Салям) руководил особым отделом гестапо на Украине. Леопольд Глейм, в годы войны служивший в Польше и Белоруссии, в 1955 году объявился в Египте, где занялся созданием тайной полиции и концлагерей. Ойген Айхенбергер, Эрих Алтен, Вилли Бернер командовали подразделениями СС на оккупированных территориях России и Украины, а в Египте работали инструкторами по подготовке отрядов палестинских диверсантов.

Интересно, что СССР ради дружбы с Насером не требовал выдачи нацистских преступников. Единственная страна соцлагеря, решившаяся на подобный шаг, была Югославия. Однако это касалось в основном боснийских и албанских мусульман, служивших в дивизиях СС, и участвовавших в массовом уничтожении сербов, евреев и цыган на Балканах. В 1948 году около 500 таких «добровольцев» сражались с евреями в Яффо и Галилее, а после поражения нашли убежище в Египте и Сирии.

После военного переворота в июле 1952 года, когда к власти пришёл Насер, деятельность германских военных советников в Египте особенно усилилась. Этому в немалой степени способствовало то, что некоторые активные участники переворота в годы второй мировой войны придерживались прогитлеровских взглядов. Так, один из ведущих членов Революционного совета, созданного в Египте после свержения короля, майор авиации Хассан Ибрагим признавал, что в 1942 году он и другие офицеры египетской армии направили в штаб Роммеля в район Эль-Аламейна военный самолет с курьером, передавшим немцам секретные документы о расположении и движении британских войск. А будущий президент Египта Анвар Садат за деятельность в пользу Германии находился в английской тюрьме 2,5 года. Вот что писала в связи с этим газета «Ди Вельт» 31 марта 1976 года: «Отношение Садата к немцам сложилось главным образом под влиянием отца, считавшего, что «на немцев можно положиться», и восхищавшегося ими. Во время второй мировой войны Садат был на их стороне. Он занимался шпионажем для фельдмаршала Роммеля… Находясь за решеткой, он изучил немецкий язык. Когда Садат пришел к власти, то занимался организационными вопросами в стиле настоящего немца».

Его глубокое уважение к нацистам выразилось в довольно странной форме. Когда в 1953 году египетская газета «Аль Мусавар» попросила Садата написать гипотетическое письмо умершему Гитлеру, он писал: «Мой дорогой Гитлер. Я приветствую тебя от всего сердца. Хотя ты, судя по всему, теперь проиграл войны, все же ты подлинный победитель. Тебе удалось вбить клин между старым Черчиллем и его союзниками – отродьем сатаны». Садат имел в виду Советский Союз.

В этот период служба госбезопасности Египта находилась в руках «арабизированных» нацистов. Так, одним из ее руководителей был полковник Аль-Нахер — бывший начальник гестапо в Варшаве Леопольд Глейм, заочно приговоренный польским судом к смертной казни. Пост начальника отдела пропаганды службы госбезопасности Египта занимал Хусса Налисман — обергруппенфюрер СС Мозер, возглавлявший в Каире объединение типа союза гитлеровской молодежи. Его ближайшим помощником являлся бывший группенфюрер СС Бубле, также носивший арабскую фамилию.

Экономический отдел службы госбезопасности был точной копией бывшего отдела Имперского управления СС. Начальником египетской тайной государственной полиции был подполковник Хамид Сулейман — бывший шеф гестапо в Ульме (Бавария) группенфюрер СС Генрих Зельман. Политический отдел полиции возглавлял полковник Садам — оберштурмбанфюрер СС Бергард Бендер, командовавший во время войны разведчастями службы госбезопасности по борьбе с партизанами в Польше и на Украине, теперь он создал в Каире тюрьму по гитлеровскому образцу.

Нацистское присутствие в Египте сопровождалось экономическим проникновением ФРГ в эту страну. Об этом не стеснялись писать в своё время и в СССР, как в книге Волгина от 1957 года:

Англо-западногерманская борьба за сферы приложения капитала разгорается все сильнее… Немецкий капитал все больше оттесняет Англию в борьбе за сферу приложения в Египте. «Экономист» отмечал, например, что немецкие фирмы одержали верх над английскими в борьбе за получение контрактов на строительство гидроэлектростанции в Асуане и на сооружение промышленных предприятий в Гелуэне. Концерн Круппа перехватил у других империалистических соперников контракт на постройку моста через Нил у Каира, а также ряд заказов на строительство дополнительных переправ через Исмаильский канал…

Внедряясь в экономику отсталых стран, ФРГ широко использует пропаганду против колониализма. В Иране и Египте Западная Германия извлекает выгоды, спекулируя на законной ненависти иранского и египетского народов к английскому колониализму, в Сирии – на ненависти сирийского народа к французскому колониализму».

Блог Толкователя предполагает, что нынешняя «финиковая революция» в Египте – плод борьбы германского Четвёртого рейха и англо-саксонского мира. О геополитических устремлениях этих двух сторон на Ближнем Востоке мы предполагаем написать в ближайшее время.

P.S. Партия «Миср аль-Фатах» («Молодой Египет») была основана и возглавлена в октябре 1933 году адвокатом, национал-социалистом и сторонником исламского экономического социализма Ахмадом Хусайном.

На протяжении 30-х партия была больше известна под именем «зелёнорубашечников» и занималась наведением фашистских порядков в секторе молодёжной политики страны, конфронтируя с «синими рубахами» — национал-либеральной партией «Хизб аль-Вафд». Первые даже организовывали покушение на лидера синерубашечников Мустафу аль-Наххаса. Под давление правительства «Миср аль-Фатах» подверглись роспуску в 1938 году, но уже в 1940 году собрались воедино под знамёнами Националистической Исламской Партии, усилив религиозно-фундаменталистскую и антибританскую риторику.

В 1945 году “Молодой Египет” возглавил антиеврейские беспорядки, в результате которых погибло большое число евреев, а в 1947 году был принят новый закон о компаниях — в результате, еврейский бизнес фактически лишили возможности существования.

В 1948 году в Египте было 75000 евреев. Принадлежащие евреям здания поджигали, в них взрывались бомбы, а самих евреев грабили, в результате чего было уничтожено еврейское имущество стоимостью около 50000000 долларов.

Когда Насер со своими “Свободными офицерами” сверг короля Египта Фарука, жизнь евреев в этой стране стала нетерпимой. После Суэцкой кампании было арестовано и брошено в тюрьмы без суда и следствия около 3000 евреев. Тысячи других получили приказы о депортации и им пришлось в считанные дни покинуть страну, оставив там своё имущество. К 1967 году Насеру удалось изгнать из Египта почти всех евреев — осталось всего 3000 евреев.

Садат считался “умеренным” правителем, однако в 1976 году в Египте оставалось менее 500 евреев, все остальные были вынуждены бежать, главным образом в Израиль.

Партия имела ряд важных политических успехов, но оказалась в опале после революции 1952 года, когда к власти пришла военная хунта. «Молодой Египет» был воссоздан в 1989 году стараниями Абдаллаха Рушди. Нынешний лидер партии – Абдульхаким Абдульмаджид Халиль.

Социалистическая партия труда (СПТ) легализована в октябре 1978, продолжала традицию существовавшей с 1933 партии «Миср аль-Фатат» («Молодой Египет»), которая называлась с 1948 года Социалистической Партией и была запрещена после 1952 года.

Программа СПТ основана на «национальном социализме», панарабизме и панисламизме. В области экономики партия выступила за ведущую роль государственного сектора и планового регулирования, за частным сектором признавалась вспомогательная роль. СПТ допускает привлечение инвестиций из-за рубежа, но настаивает на том, чтобы они направлялись в сферу производства.

Во внешней политике выступала с националистических позиций, критиковала политику Садата. В 1984 году СПТ, возглавлявшаяся Ибрагимом Шукри и Хильми Мурадом, получила 7% голосов на выборах, но не сумела провести депутатов в Народное собрание. В 1987 блок «Исламский альянс» (союз СПТ с либералами и «Братьями-мусульманами») завоевал 60 парламентских мест. Но уже в 1990 году СПТ утратила парламентское представительство. В 1995 получила 1 место в Народном собрании. В 2000 власти запретили партию за сотрудничество с «Братьями – мусульманами».