«Apraxia»

Доброго времени суток, А.! В начале нашей беседы об искусстве, поэзии, музыке и прочих производных человеческой души, хотелось бы затронуть прошлое. Расскажи нам, пожалуйста, о деятельности APRAXIA и тех старых временах начала твоего творческого пути. О группе очень мало информации, кроме, по сути, номерных альбомов и пары фотографий плохого качества в интернете. Мы не ждём полной биографии, но отметь, пожалуйста, основные моменты деятельности группы, как проходили концерты, как формация росла из года в год, и т.п.

Приветствую всех достойных, читающих эти строки! Итак, А. была создана на стыке 1995/96 годов, все основные участники имели небольшой опыт игры в локальных малоизвестных коллективах, игравших в Thrash- и Death-стилистике. Дебютное демо «Возвращение к Древности» вышло в 1996 году и было начальной попыткой положить в основу своей музыки определенное мировоззрение. Не учитывая, насколько эта попытка была удачной, она дала дорогу в жизнь коллективу, получившему с ней признание и возможность двигаться дальше. Следующая работа «Живьем в Гардарике», увидевшая свет в 1997 году, состояла из концертного материала, включавшего большинство новых композиций, которые впоследствии вошли в два последующих полноформатника. Концертник нес выражаемое послание далее и развивал его. В те времена сценическая деятельность велась достаточно активно, со средней периодичностью нескольких выступлений в месяц. После масштабных подготовительных концертных акций, в 1998 году вышел первый полноформатный альбом «Гимны Темных Лесов», изданный беларуским лейблом «Легион». Формация начала приглашаться на мероприятия за пределы республики, начала расти достаточная осведомленность о ней в других странах. Появилось определенное сценическое лицо группы, с использованием стилизованного средневекового оружия и одежды, оформления сцены национальной символикой. Тогда же коллектив официально и конкретно заявил о своей идеологической и политической принадлежности. Несмотря на достаточную одиозность данной совокупности вещей для патриархальной Беларуси, формация продолжает участвовать в метал концертах, с каждым из которых привлекает на свои действа все больше и больше определенной публики, для которой данные темы также являются смыслом жизни. Очередной альбом не заставляет себя долго ждать – «Идеология», выпущенная в 1999 году, практически конкретно называет вещи своими именами. Являясь единственной в своем роде на тот момент активной формацией у себя в стране, группа обретает свой собственный контингент слушателей, что безусловно неоднозначно было воспринято организаторами мероприятий, и вследствие этого концертная деятельность пошла на спад. Черту под этим подвело выступление музыкантов на презентации одного из сборников беларуской метал музыки, когда сторонники коллектива в немалом количестве оказали ему прием, не присущий даже для метал концертов. Тем более что внешний вид музыкантов к тому времени на сцене достаточно кардинально изменился, а то, что пелось и говорилось с нее, не для каждого было приемлемым в нынешнем псевдообществе. Данный период был ознаменован мини-альбомом «Кровь и Земля», вышедшим в 2001 году, который предварял собой последнюю работу группы, названную «Коловрат» и изданную в году следующем. К этому времени все альбомы группы были переизданы на компакт-дисках в США, Германии, Португалии, но даже последние работы продолжали издавать мэйнстримные лэйблы в Беларуси и России. На последнем году своего существования коллектив окончательно отошел от метал сцены и продолжил концертную деятельность, но уже на других мероприятиях и уже для собственной публики…

Почему в тот период произошла смена стилевых рамок коллектива и какова причина ухода от агрессивного метала в сторону более простой музыки, ведь, наверное, можно было оставить радикальную идеологию группы и в рамках старого музыкального образа? Разъясни, в чём различие внешне похожих концепций APRAXIA (особенно в последние годы существования) и МОЛОТ. Поддерживаешь ли ты контакты с бывшими участниками APRAXIA/МОЛОТ и есть ли у них какие-либо новые музыкальные проекты?

На сегодняшний день не только текстовые рамки NSBM, NS Pagan metal и RAC действительно настолько смешались, но и сами музыкальные клише, что говорить о каком-то чистом стиле, без примесей того либо другого направления видимо не приходится. Но 10-12 лет назад не все было так, как сейчас, и RAC-команды в основном затрагивали злободневные и политические темы в текстах своих композиций. Нам также хотелось тогда расширить диапазон своих посланий и затрагивать определенные политические, социальные, да и субкультурные темы. Поэтому была изменена стилистика, а с ней – соответственно и название. Думаю, текст например композиции «Наш Марш» под музыку старой А. был бы совершенно, как говорится, не в тему. Контакты с бывшими участниками А/М поддерживаю, но не со всеми – кто-то остается с нами, даже не играя музыку, кто-то ушел в бытовуху и пропал из поля зрения. Так или иначе, сама жизнь и судьба таким образом расставляет точки над «и», показывая, кто кем был на самом деле, и кто кем стал.

У APRAXIA пару лет назад появился неофициальный сайт http://apraxia.ru, ставший единственным источником информации о группе, который ты поддерживаешь и помогаешь. Будет ли у этого начинания какое-либо развитие в сторону МОЛОТ (официальный сайт которого давно приказал долго жить) или хотя бы обновление/дополнение старого материала?

Фан-сайт А. создан и поддерживается инициативными людьми, для которых наша музыка и все, что она несла с собой, было дорогой в жизнь, а может и дорогой в Вечность… Я, безусловно, оказываю определенную информационную поддержку в работе над ресурсом. Но развития в сторону М. у данного проекта не будет. Да, в свое время у коллектива был хороший сайт, но ему «приказали» долго жить, да и я вижу в его существовании больше отрицательных моментов, чем положительных. Новости, планы, какие-то отчеты с концертов, продажу мерча, некую саморекламу и т. д. – оставьте более мэйнстримным группам. Мы, как формация для наших слушателей – это прежде всего наша музыка. Да и выкладывать какую-то инфу о себе не вижу никакого смысла, по ряду вполне определенных причин.

В начале 2000-х начался период концертной деятельности МОЛОТ, выпуск альбомов, активность в студии. Результатом последней явился полноценный альбом «В Пламени Рассвета», и вдруг после этого – тишина почти на 5 лет (если не считать кавера на BURZUM на компиляции «Lost Freedom»), продлившаяся до выпуска поворотного материала «Уваскрашэнне Герояў». Что происходило в этот период с группой? Куда двигались?

Если говорить конкретно, то первое выступление М. состоялось 2 мая 2003 года на концерте в Харькове, посвященном пятилетию наших украинских камерадов из СОКИРЫ ПЕРУНА. Результатом начальной деятельности явилось первое демо «Белы Рок», вышедшее в том же году и переизданное в следующем, 2004ом, как сплит с лучшими композициями с последнего материала А. на CD. Уже далее, в 2005 году, был записан новый полноформатный материал «В Пламени Рассвета», выпущенный самостоятельно на переломе 2005/2006 годов. Да, за этим последовало непродолжительное затишье, которое длилось в течение года-полутора и было связано всего лишь с бытовыми нюансами в жизни нескольких участников. Тем не менее, продолжались мероприятия с моим участием как сольно, в аккомпанементе исполнителей из других групп, так и в составе существующей тогда обоймы пропагандистских коллективов из структуры, созданной наиболее известным английским музыкантом на данной сцене. За этот период также записаны не только кавер BURZUM, но и свои версии композиций групп LEGION88 и КОЛОВРАТ. После этого, в 2008 году, был снова собран старый класический состав, продолживший концертную и студийную деятельность, в результате которой и был подготовлен, записан и выпущен в 2010 году акустический материал «Уваскрашэнне Герояў».

В 2010 году вышел тот самый экспериментальный диск «Уваскрашэнне Герояў», исполненный в неожиданной стилистике folk-rock, выпущенный самиздатом и содержащий больше старых песен, чем новых. Выбор стилистики – это твоё желание сделать обработку старым хитам или сложившиеся обстоятельства в жизни группы, не позволявшие сделать «тяжёлую» запись? Композиции “Я смотрю на свой край” и “Лучшие уходят слишком рано” вообще попадают под определение баллад. Будут ли ещё у тебя лично или в рамках творчества МОЛОТ подобные эксперименты – как баллады, так и именно фолк-рок?