Экс-начальник милиции Василий Шрамко получил пять лет за «черножопого».

За жестокое избиение предпринимателя Сафарова бывший начальник милиции Могилева-Подольского, подполковник на пенсии Василий Шрамко осужден мурованокуриловецким судом на срок пять лет. Условно. Его лишили звания и всех соответствующих льгот.

К зданию Мурованокуриловецкого райсуда подкатывает Hundai Santa Fe. За рулем — высокий упитанный мужчина. Это бывший начальник могилев-подольской милиции, подполковник (уже на пенсии) Василий Шрамко. С ним в машине еще несколько людей в форме. Это не конвой – это свидетели, которых подсудимый любезно подвозит в суд. Они будут всячески выгораживать зверя в человеческом облике и в милицейской форме от наказания.

В очередной раз суд будет задавать ему вопрос: избивал ли он предпринимателя Фирдоуси Сафарова в марте 2011 года? Когда летом того года Сафарова судили за неповиновение законным требованиям милиции и возмущение общественного спокойствия, Шрамко был в форме. Тогда на допросе рубашка милиционера была вся мокрая от пота — то ли от волнения, то ли от жары…

Шрамко выходит на охоту

Вот коротко сама история о том, как зверь в погонах избивал Фирдоуси Сафарова.

У Сафарова была автобудка на местном рынке. Но могилев-подольские власти приказали снести эту торговую точку. Вот Фирдоуси и решил отвезти ее на металлолом в соседнее село Вендичаны. «ГАЗон» без двигателя и автоначинки взял на жесткое сцепление местный водитель. За автопоездом на микроавтобусе поехал Сафаров с женой и трехлетней дочкой…

В мартовский день, под вечер, начальник райотдела Василий Шрамко ехал в гражданской форме на своем «Хёндэ» и увидел не по правилам движущийся по дороге автопоезд. Это очень возмутило милиционера, и он решил разобраться в ситуации. Приказав мановением руки грузовику с автобудкой остановиться, Василий Шрамко принялся разбираться с водителем. Тут подъехал Сафаров…

Сафарова сначала отметелили прямо на дороге, затем забрали в отделение, «оформили» по всем правилам, после чего его доставили в больницу с сотрясением мозга и многочисленными ушибами. Сначала Сафарова сделают виновным и пришьют «неповиновение законным требованиям милиции». А начальник милиции Шрамко вскоре уйдет на пенсию.

Две версии — одна правда

В могилев-подольском суде дело по “пришитому” Сафарову административному правонарушению рассматривал судья Ясинский. Довольно нетипичный случай для украинского правосудия: судья рассмотрел дело всесторонне, опросив всех свидетелей, затребовав документы.

Версий было две – официальная и версия самого Сафарова. По первой версии, дерзкий Сафаров выскочил из микроавтобуса и принялся материть честного милиционера Шрамко. Конечно, подполковник сделал несколько замечаний буяну, но реакции не последовало. Тогда шериф вызвал подкрепление, и уже сообща милиционеры доставили Сафарова в отделение. При транспортировке неугомонный предприниматель брыкался, дрался и всячески оскорблял милиционеров, за что Шрамко несколько раз отшлепал вовремя оказавшейся под рукой дубинкой по ягодицам неугомонного мелкого хулигана. За такое возмутительное поведение на Фирдоуси Сафарова составили протокол.

Вторая версия — самого предпринимателя и его жены Елены. Когда Фирдоуси подъехал, он только успел спросить: «Что случилось?». Вместо ответа – удар Шрамко кулаком в голову. Обозвав Сафарова «черножопым», милиционер и его подчиненный продолжили экзекуцию в местном райотделе. Елена Сафарова позвонила начальнику местного «Водоканала» Натику Солтанову, земляку Сафарова. Тот приехал в отделение и своими глазами видел, как милиционеры избивали Фирдоуси.

— После того как Шрамко ударил меня с пол-оборота на улице, меня продолжали бить в машине, а в кабинете начальника, обзывая «черножопым», заломили руки назад, пристегнули наручники, поставили на колени и били по ягодицам резиновой дубинкой, – рассказывал в первом интервью RIA Сафаров. — Милиционер достал пистолет и угрожал мне, что пристрелит, якобы за попытку к бегству. Я просил, умолял, потому что у меня двое детей, а они – смеялись. Наручники сняли поздно ночью. Отпустили после того, как я согласился подписать бумагу, что меня привезли в милицию будто бы уже в изорванной куртке и с синяками на теле. Сказали, если не подпишу, вызовут понятых, достанут из моих карманов наркотики, и я окажусь на «зоне». Я испугался. Подписал бумагу.

Сафаров оказался в больнице. О деле узнали правозащитники и журналисты. Административные материалы направили в суд.

Судья Ясинский не увидел административного проступка в действиях Сафарова, оправдал азербайджанца. Теперь настала очередь судить Шрамко.

О бедном пенсионере замолвите слово

Тщетно бился потерпевший Сафаров и правозащитники из Винницкой правозащитной группы за то, чтобы зарвавшегося шерифа хотя бы отстранили от работы на период расследования уголовного преступления. На выручку подполковнику бросилась вся винницкая прокуратура, а бывший начальник областной милиции Валерий Ноник даже утвердил материалы служебного расследования, из которых следовало, что избитым при исполнении своих обязанностей оказался сам Василий Шрамко, которого следует… наградить. Только под давлением прессы прокуратура вынесла постановление об отстранении Шрамко от работы. Но вот незадача: дойти до Валерия Ноника оно смогло уже на следующий день после того, как Василия Петровича Шрамко торжественно отправили на подполковничью пенсию… Так бы и быть экс-шерифу почетным пенсионером, если бы не приговор суда, которому, правда, еще только предстоит вступить в законную силу, и не факт, что это произойдет.

После двух прокурорских отказов в возбуждении уголовного дела относительно Василия Шрамко под давлением правозащитников и прессы прокурорам пришлось возбудить дело. Однако и прокуратура, и судмедэксперты сделали все возможное, чтобы дело рассыпалось в суде. Такой прокурорской защитой, которую получил Василий Шрамко, не может похвастаться, вероятно, ни один преступник. Так, прокуратура отказалась считать поведение шерифа, который обзывал несчастного предпринимателя «чуркой», «черножопым» и «азером», нарушением равноправия граждан, предусмотренным ст.161 УК Украины. Также следствие обошло стороной и побои жены потерпевшего – Елены Сафаровой, полученные также от рук помощников Сафарова. Ну и, в конце концов, к уголовной ответственности, кроме самого Шрамко, не был привлечен более никто. А ведь издевались над Сафаровым чуть ли не всем личным составом. Сразу после избиения Сафаров обследовался в областной больнице, где у него была обнаружена посттравматическая киста головного мозга. Но вот что интересно: судебные эксперты начнут утверждать, что киста была в мозге Сафарова еще до травмы. Примечательно, что в 2002 году таким же фашистским истязаниям, как Сафаров, подвергся в Шаргороде местный житель Анатолий Кулык, у него тоже образовалась посттравматическая киста головного мозга, но и в этом случае судмедэксперты из бюро господина Воронова утверждают, что пострадавший просто родился с такой кистой! Вскоре дело Кулика будет рассмотрено Европейским судом по правам человека.

Так или иначе, но дело Шрамко попало в мурованокуриловецкий суд.

Оказалось, что у подполковника-пенсионера малолетние дети, сам он имеет инвалидность, а на бывшей работе характеризируется только с лучшей стороны: «Шрамко В. П. владеет аналитическим мышлением, морально устойчивый, физически развит, в коллективе пользуется заслуженным авторитетом, проявляет творческую инициативу, по характеру спокойный и уравновешенный».

Получил пять лет

На собственном суде Шрамко держался уже не так уверенно. Это в Могилеве-Подольском он смотрелся против Сафарова, как Голиаф против Давида. На скамье подсудимых он выглядел уже как побежденный пращей мальчугана великан.

Конечно, милиционер действовал, по его словам, в рамках закона. Это подтверждали и его коллеги. Но не согласны с этим были Сафаров и его жена.

И вот приговор – Шрамко дают пять лет условно, причем два года — на испытательном сроке. Шрамко лишают звания и всех пенсионных льгот. Теперь у него пенсия будет не несколько тысяч гривен, а минимальная. Но все равно у журналистов и правозащитников остается ряд вопросов к прокурорам.

— С одной стороны, хоть какая-то справедливость в этом деле имеется, суд первой инстанции установил вину человека, пусть и спустя долгий срок после преступления, — говорит координатор Винницкой правозащитной группы Дмитрий Гройсман. — Но, с другой стороны, омерзительно думать о том, что прокуратура и руководство винницкой милиции с упорством маньяков делали все возможное, чтобы спасти шерифа-расиста от уголовной ответственности, а ни один из негодяев, которые издевались вместе со Шрамко над гражданином Сафаровым, так и не был наказан. Какие санкции будут применены теперь к тем сотрудникам винницкой милиции, которые выгораживали Шрамко, объявляя его героем?

20 хвилин