Навальный на "Русском марше" в 2011 году

Как только избирательная кампания на пост мэра Москвы вошла в решающую фазу, она целой россыпью поводов для дискуссий обрушилась на политологов, социологов, историков, да и вообще всех, кому небезразличны выборы в одном из самых крупных мегаполисов планеты. Сравнительный анализ, сопоставление фактов, определение места личности в истории — все это увлекательнейшее занятие, прекрасная пища для ума интеллектуалов. Но вот только когда сам процесс «поедания» заканчивается и остаются лишь «огрызки»-факты, то, мягко скажем, становится не по себе…

В Центре политической информации мы подготовили доклад на тему «Немецкие ошибки» либеральной интеллигенции», и речь в нем, как вы понимаете, идет о делах наших сегодняшних, на которые мы посмотрели через призму событий в Германии в 20—30-х годах прошлого столетия.

В то время ситуация в Германии была, что называется, «аховой», тогда у немецких интеллектуалов наблюдалась сильная усталость от отсутствия давно ожидаемых перемен. Внутренние процессы в германском обществе напоминали предгрозовую погоду, а мировая экономика, напомним, как раз в это время находилась в состоянии глубокой «депрессии».

Сразу после окончания Первой мировой войны рейхспрезидент Гинденбург был чуть ли не героем нации, однако как политик выбрал эволюционный путь, требовавший больших усилий на протяжении долгого времени — и, после восстановления относительно высокого бытового уровня в стране, явно перестал удовлетворять потребности общества, жаждущего реванша, быстрого и яркого.

Именно поэтому идеи тогдашних германских либералов нашли короткий путь к душам немцев: они давали шанс.

Отчаянная надежда и серьезный риск сподвигли интеллектуалов Германии на идеологический проект, просчитать последствия реализации которого они не смогли: за короткое время Адольф Гитлер и его соратники стали вдруг крайне популярной политической силой. А Гинденбург так же стремительно стал «человеком из прошлого», который не в состоянии дать новый импульс развитию страны.

Чудес в политике не бывает, а если они и случаются, то это — хорошо подготовленные чудеса. И вот Гитлер, пользуясь риторикой радикально настроенной интеллигенции, эксплуатирует антикоррупционные мотивы и становится иконой, а его культ мобилизует германский гений, совершает «обыкновенное чудо» — подъем с колен нации, испытавшей чрезвычайно сильное унижение по итогам войны.

Однако Гитлер идет дальше и соблазняет нацию перспективой мирового господства. Такая сказка, ставшая реальностью, была написана явно не одним автором.

Рассуждая с конспирологической точки зрения, можно, конечно, упомянуть «мировую закулису», но сам проект на первоначальном этапе был реализован непосредственно германскими интеллектуалами, и прежде всего — либералами. В общем, это был целый авторский коллектив, вложившийся в политический проект «маленького человека» с болезненными амбициями.

К сожалению, все условия, начиная от мирового финансового кризиса и до уязвленного национального самолюбия из-за развала СССР, проявились и в современной России. Повинуясь законам истории, здесь не мог не возникнуть и проект «маленького человека», выхваченного, что называется, из толпы.

Алексей ПАНИН, заместитель
генерального директора Центра
политической информации.

Мой коллега и соавтор доклада «Немецкие ошибки» либеральной интеллигенции» Алексей Панин в своей колонке рассказал об историческом подтексте процессов, которые мы сегодня воочию наблюдаем в ходе избирательной кампании мэра Москвы. Мне же в свою очередь представляется важным остановиться на персоне кандидата, которому по непонятной причине часть российской либеральной интеллигенции решила делегировать право говорить от своего имени.

Вообще в российской политике уже были примеры людей из «ниоткуда», но, судя по логике их политической деятельности, реальная власть их не интересовала. А вот подход к участию в политическом процессе, который демонстрирует Алексей Навальный и его команда на выборах московского мэра, говорит как раз о «заточенности» на власть.

Отметим, что высокий уровень цинизма «штабистов», их игра на негативных эмоциях горожан, демотивационные усилия в адрес политических противников (это поставлено на «широкую ногу») очень схожи с действиями германских «коллег» в конце 1920-х — начале 1930-х годов.

Если в Германии пропаганда велась в пивных, то сегодня она идет в Интернете, так сказать, в «интеллектуальной пивной», ну или, по крайней мере, в московской сети кофеен «Жан-Жак». В Германии вязали на рукав символ протеста против «импотентной» власти, у российских «несистемных» оппозиционеров также есть свой отличительный знак — белая лента.

Интересно, что, вопреки логике поступательного развития, Навальный резко сокращает количество симпатизирующих ему представителей истеблишмента — взамен он ищет широкой поддержки в кругах националистов.

Зачем, казалось бы, «западнику» Навальному, учившемуся в Йеле, национализм? Да просто он как публичный политик сформировался именно в националистической среде. Его нынешняя либеральная риторика, по большому счету, играет роль наживки для «ловли» электората. В свое время отстаивающие «чистые» либеральные ценности «яблочники» «раскусили» его довольно быстро и из своих рядов изгнали. Ведь сама философия либерализма не допускает даже намека на заигрывание с национализмом. Походы же Навального на «русские марши» под лозунгами «Россия — для русских, Москва — для москвичей» плохо соотносятся с защитой либеральных идеалов. Но найти поддержку для похода во власть среди неоднородных и разношерстных либералов гораздо более сложная задача, чем быть вместе с организованными националистами. Запрос же на решение проблем национальной идентичности в современном российском обществе действительно есть. Так что политическая конъюнктура и личное мировоззрение Навального в этом полностью совпали.

Сегодня российской интеллигенции нужно немного «отрезветь», иначе она окажется в том же положении, что германская либеральная общественность в 1930-х — первой половине 1940-х годов, и разговоры о политических репрессиях, которые сегодня ведут либеральные группы, станут реальностью. Не зря же Алексей Навальный уже публично обещал «скормить всех политологов зверям». Пока — только политологов…

Открытые общественные группы, каковыми, безусловно, являются либералы, часто сами «выращивают» своих уничтожителей: в данном случае Эдипов комплекс распространяется не столько на индивидуума, сколько на целый социум. Вчера либералы ругались между собой и ругали власть, поддерживали Михаила Ходорковского и боготворили Запад — сегодня в либеральной среде принято и даже модно поддерживать Алексея Навального, как сильного раздражителя, аллергена для нынешней политической системы.

Не секрет, что оппозиционность вообще свойственна интеллектуалам, так они компенсируют свой комплекс общественно-политической неполноценности, неудачи в партийном строительстве и проигрыши последних лет на выборах всех уровней. Однако поддержка такого человека может сыграть с ними очень злую шутку.

Придя к власти с помощью интеллектуалов (без них никак!), на наш взгляд, Навальный гарантированно установит такой режим, при котором либералам точно не понравится жить. Им придется опять уходить в оппозицию — если успеют, но это уже будет — другая история.

Будем надеяться, до такого развития событий еще далеко. Однако невозможно не заметить, что постепенно Навальный становится единственным лидером, чувствует это и начинает вживаться в роль мессии, вождя…

Почему именно сейчас необходимо напомнить об этих германских исторических аналогиях?

Потому что потом будет уже поздно, как это и случилось в Германии, где культурно-идеологическая «зачистка» стала фатальной в прямом смысле этого слова, и жгли в печах отнюдь не только книги.

Раскаяние, которое охватило германскую интеллигенцию, после того когда стало ясно, какого именно зверя они разбудили, уже не интересовало никого, кроме нее самой, а разочарование и боль за содеянное остались ей в удел на долгие годы.

Алексей МУХИН,
политолог, генеральный директор
Центра политической информации.

Источник: МК