Джесси Джексон унаследовал титул князя в Кот д'Ивуар

Сегодня его страну возглавляет чернокожий президент: второй срок Барака Обамы преподобный Джесси Джексон, голос афроамериканцев США, называет исторической закономерностью и предсказывает родине плеяду других чернокожих лидеров. Джесси Джексон – гость “Евроньюс” в связи с полувековым юбилеем знаменитого Марша на Вашингтон, после которого в Америке был положен конец сегрегации.

“Евроньюс”: “Преподобный Джесси Джексон, позвольте начать с довольно личного вопроса. Что вы запомнили о Марше 28 августа 1963 года?”

ДД: “Я хорошо помню, как, только-только выйдя из тюрьмы, приехал сюда, в Гринсборо, Северная Каролина. Я пытался вести себя как обычный человек, но испытал тогда целую гамму чувств – и волнение, и страх, и надежду. Я и мои друзья тревожились: а получится ли у нас добраться до Вашингтона и вернуться? Не случится ли с нами непредвиденного, учитывая, что мы собирались ехать на машинах с номерами другого штата? Медгар Эверс был убит 12 июня, и тогда все только об этом и думали. Вашингтон был фактически закрыт. Власти опасались волнений. Тогда был только-только назначен мэр Вашингтона. И впервые после отмены сухого закона в городе приостановили продажу алкоголя! Полицейские работали по 18 часов, были мобилизованы все ресурсы. Вашингтон был неприступен. Но несмотря на это, чернокожим и белым участникам Марша удалось стать плечом к плечу, и это было прекрасно. Люди вместе шли, вместе пели, они вдохновляли друг друга. И наше стремление к свободе, защите своего достоинства было сильнее тех, кто отказывал нам в свободе и в достоинстве”.

“Евроньюс”: “Скажите, сегодня, полвека спустя, как выглядит американская мечта, о которой говорил во время Марша Мартин Лютер Кинг?”

ДД: “Американская мечта постоянно видоизменялась. В 1964 году мы мечтали положить конец унижениям чернокожих. Тогда к чернокожим солдатам относились едва ли не хуже, чем к нацистскими преступниками. Годом позже мы начали борьбу за то, чтобы официально, на уровне законов, положить конец сегрегации. Потом мы начали поднимать голос за то, чтобы чернокожих перестали дискриминировать при распределении жилья. А еще, мы конечно, мечтали об окончании войны во Вьетнаме. Сегодня мы свободны, но на практике неравенство сохраняется. Да, перед законом у белых и черных – равные права, но в реальной жизни это не совсем так”.

“Евроньюс”: “Как вы оцениваете отношения этнических групп в современной Америке? Сейчас много спорят о законах, обязывающих избирателей иметь специальный документ, сложности с получением которого есть у многих, особенно у представителей национальных меньшинств.
Потом убийство чернокожего подростка Трейвона Мартина, которого застрелил дружинник -доброволец, породило дискуссию о границах дозволенного применения силы и о всплеске расизма. По-вашему, Америка отходит от своих завоеваний?”

ДД: “Да, регресс есть. Мальчика убили ни за что. В прошлом году представителями властей были убиты 136 чернокожих. Вы понимаете, 136 человек!
В американских тюрьмах – 2,5 миллиона заключенных. Из них 54% – афроамериканцы. Вы знаете, тюремный мир – это целая индустрия. Сколько на заключенных зарабатывают операторы связи? Полтора миллиарда долларов в год! Компании, управляющие тюрьмами, чуть ли не на бирже котируются. Все чаще практикуется профилактическое заключение. Люди годами ждут суда, это хуже, чем Гуантанамо.
Так что да, нам есть чего стыдиться. И настроения в обществе сегодня очень и очень неоднозначные. Но давайте не забывать и об успеха. Барак Обама – наш чернокожий президент. Это, так сказать, олицетворение наших усилий в последние полвека. Но при этом мы знаем, что его критикуют именно за происхождение, называют нехристианином и даже неамериканцем. Так что вот так выглядит лицо современной Америки. Не без дефектов!”

“Евроньюс”: “Многие говорят, что расизма в Америке нет именно потому, что глава государства – чернокожий. Победа Обамы – симптом политической нормализации в обществе или же историческая случайность?”

ДД: “Это исторически обусловленный успех. Это доказательство того, что силы добра и справедливости все же одерживают верх.
Все больше американцев осознали, что выборы – это соревнование и что победителем должен стать самый профессиональный и самый деятельный. Мы были довольны. Но есть момент, который вызвал у нас беспокойство, а его быть не должно… Речь идет о настроениях американского юга. Я хочу сказать: юг США не должен чувствовать себя уязвимее из-за наших успехов. Ведь в конечном счете борьба за равноправие дала южанам толчок к дальнейшему росту благополучия. Без достигнутых нами успехов такие компании как “Хонда”, “Мицубиси”, “Тойота” не стали бы вкладывать средства в экономику юга. Там не проводились бы Олимпийские игры. Новый, современный американский юг процветает благодаря успехам правозащитного движения. Ирония заключается в том. что очень часто те, кто стрижет купоны, оказываются самыми агрессивными и напуганными”.

“Евроньюс”: “Можно ли говорить о том, что афроамериканская община США сегодня стала более влиятельной? Впереди нас ждут новые Обамы?”

ДД: “Да, в будущем все больше женщин, все больше людей с иным цветом кожи будут осмеливаться на выставление своих кандидатур и многие из них добьются хороших результатов. Когда в 1988 году я участвовал в выборах, Барак Обама был студентом.Он принимал участие в наших политических кампаниях и уже тогда был уверен, что чернокожие однажды выиграют. Мы не можем точно сказать, когда посеянные нами зерна дадут всходы. Женщины, а еще латиноамериканцы и афроамериканцы – это огромная армия людей, в которой есть очень и очень крепкие профессионалы.Там есть люди способные возглавить Америку. Я думаю, что очень и очень многие вполне могут об этом мечтать. Уверен: нужно мечтать чтобы однажды одержать победу”.

“Евроньюс”: “И последний вопрос: что вас тревожит сегодня, что мешает спать ночью?”

ДД: “Меня тревожит легкость,с которой мы ввязываемся в войны, меня беспокоит, что национальное богатство сконцентрировано в руках ограниченного круга людей, меня огорчает истощение прослойки среднего класса, наши перегибы в торговой политике и рост армии бедных. В США рост числа бедных идет просто ошеломляющими темпами. Нам снова нужна мечта, нам необходимо видеть дальше собственного носа, работать на перспективу и менять приоритеты”.

Источник: Евроньюс