Папа Римский Франциск
8 сентября популярная итальянская газета «La Repubblica» опубликовала обширное письмо Папы Франциска основателю и бывшему редактору этой газеты Эудженио Скальфари, в котором Папа ответил на его вопросы о вере и современности. Скальфари, известный итальянский интеллектуал, определяет себя как человека «неверующего, но восхищённого проповедью Иисуса из Назарета».
Папа Франциск говорит о парадоксе: христианская вера, чья новизна и влияние на жизнь человека с самого начала были символом света, в истории часто клеймилась как мрачное суеверие, противостоящее свету разума. Таким образом, между Церковью и христианской культурой — с одной стороны, и современной культурой, наследницей эпохи Просвещения — с другой стороны, создавался барьер.
Цитируя энциклику «Lumen Fidei», Папа отмечает, что вера возрастает в сосуществовании и взаимоуважении. Святейший Отец свидетельствует о своём пути веры, начатом после встречи с Иисусом, — глубоко личной, — которая коснулась его сердца и придала новое направление и смысл его жизни. И в этой встрече непреходящую роль сыграла Церковь.
Отвечая на вопросы Эудженио Скальфари, Папа говорит о проповеди Иисуса «как власть имеющего», исцеляющего, прощающего, — обладающего исключительными качествами Бога, описанными Ветхим Заветом. Христианская вера утверждает, что Иисус есть Сын Божий, пришедший в мир, чтобы отдать Свою жизнь и открыть для всех путь любви.
Говоря об оригинальности христианской веры, Папа Франциск подчёркивает участие христиан, через Иисуса, в отношениях с Богом-Отцом, а также в отношениях со всеми другими людьми, в том числе с врагами, — во имя любви. Таким образом, «уникальность Иисуса предназначена для общения, а не для исключения». Однако между сферой религиозной и политической проходит граница: следует «отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево».
Отвечая на вопрос о Божьих обетованиях евреям, Папа отметил, что евреи до сих пор остаются для нас священным корнем, из которого вырос Иисус, и что Бог никогда не изменил Своей верности завету с Израилем – народом, сквозь страшные испытания последних веков сохранившим веру в Бога. За это мы, как Церковь, равно как и всё человечество, остаёмся перед ними в постоянном долгу.
Эудженио Скальфари задал вопрос: «Прощает ли христианский Бог тех, кто не верит и при этом не ищет веры?». Святейший Отец отвечает, исходя из того, что милосердие Божье не имеет границ для людей с искренним и сокрушённым сердцем. Неверующие в Бога должны повиноваться совести и грешат, если идут против совести в своих действиях.
Говоря о существовании абсолютной истины, Папа подчёркивает, что не стал бы говорить, — даже для тех, кто верит, — об истине «абсолютной», в том смысле, что «абсолютное» лишено связи с человеком. Истина, согласно христианской вере, — это любовь Бога к нам в Иисусе Христе, она является связью, отношениями. Об этом говорил Сам Иисус: «Я есмь путь и истина и жизнь». Другими словами, истина, в конечном счёте, неразрывна с любовью: она требует смирения и открытости в её поисках, принятии и выражении.
На вопрос основателя газеты «La Repubblica» об исчезновении мысли о Боге вместе с исчезновением человека на земле Папа Франциск отвечает, что, даже когда человеческая жизнь на земле прекратится и, согласно христианской вере, этот мир закончит существование, — человек вместе со вселенной не погибнет. Писание говорит о «новом небе и новой земле» и утверждает, что в конце концов Бог будет «всем во всём». Мы не знаем, когда и как это произойдёт, но ожидаем и желаем этого.
Пусть эти размышления, — пишет в заключение Святейший Отец, — станут приглашением к совместному пути. Церковь, несмотря на всю свою медлительность, измены, ошибки и грехи прошлого и настоящего, не имеет иного смысла и цели, кроме как жить и нести свидетельство об Иисусе, посланном Отцом «благовествовать нищим, исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4, 18-19).9 сентября «La Repubblica» напечатала размышления Эудженио Скальфари об «исторической открытости к современной культуре» и «приглашении к совместному пути Церкви и неверующих». Скальфари пишет, что он рад приглашению разделить этот путь: «Я тоже хочу, чтобы свет мог проникнуть и рассеять тьму». В особенности итальянский интеллектуал был тронут словами Папы Франциска о символе христианской веры — свете, — а также тем, что для неверующих вопрос добра и зла связан с собственной совестью: необходимо делать выбор — идти против неё или быть ей послушным.
Источник: Радио Ватикана