В Санкт-Петербургском городском суде идет процесс над 29-летним Андреем Малюгиным, по прозвищу Боец. Участника боевых действий на Северном Кавказе, профессионала-разведчика и фигуранта дела неонацистской банды Боровикова — Воеводина обвиняют в приготовлении к теракту, посягательству на жизнь судьи, двух убийствах, насилии над полицейским и мошенничестве. Это вторая попытка следствия навсегда отправить фигуранта за решетку.
Месть
Об Андрее Малюгине общественность узнала в 2006 году, после разгрома группировки скинхедов. Идейного лидера Дмитрия Боровикова застрелили при задержании. Привлекли его правую руку Алексея Воеводина, по прозвищу СВР, и еще десяток предполагаемых участников, в том числе Бойца. Малюгину вменили бандитизм, убийство таксиста Рашида Суюнова и самую, пожалуй, демонстративную расправу по нацпризнаку — расстрел 7 апреля 2006 года, в день рождения губернатора Валентины Матвиенко, сенегальца Самбы Лампсара. На месте преступления киллер оставил помповое ружье со свастикой. После этого убийства Петербург назвали «коричневой столицей», а власти объявили войну радикальным националистам.
Через пять лет, в мае 2011 года, Малюгина полностью оправдали народные заседатели, хотя правоохранители рассчитывали на пожизненный срок. Он встретил вердикт со слезами, вышел из суда без конвоя и бесследно исчез. Если верить следствию, Боец уже тогда начал подготовку к подрыву судьи Вадима Шидловского, который вел процесс банды Боровикова — Воеводина.
Мотивом резонансного теракта должно было послужить решение судьи, который выносил приговор на основе вердикта присяжных. Боец, судя по материалам делам, собирался отомстить Шидловскому, если бы он назначил Воеводину пожизненное лишение свободы.
Вадим Русланович пошел еще дальше и приговорил к максимальной мере не только СВР, но и еще одного фигуранта — Артема Прохоренко.
Выучка подвела?
Одновременно с изготовлением самодельного взрывного устройства, по версии следствия, Малюгин совершил еще пару убийств. 36-летнего корейца Александра Тена задушил из-за ярко выраженной азиатской внешности. У него же под мошенническим предлогом похитили около 30 тысяч рублей. Другая жертва — 22-летний Мирослав Ковровский, который сидел в СИЗО в одной камере с Воеводиным и конфликтовал с ним. После освобождения Ковровский нелестно отзывался о жене СВР Ольге. 31 июля 2011-го на встрече у станции метро “Проспект Ветеранов” Малюгин, как следует из материалов дела, одним ударом в шею зарезал Ковровского.
В ночь на 30 августа 2011 года подозреваемого задержали при поддержке спецназа “Гранит”. Малюгин сопротивлялся с ножом, попытался сбежать. Полицейские стреляли. С проникающим огнестрельным ранением области левого тазобедренного сустава, дырчатым переломом седалищной кости и массивной кровопотерей Бойца госпитализировали. Как указал врач в выписном эпикризе, пациент отказался от лечения скелетным вытяжением. Последствия сказываются до сих пор. Он сильно хромает и без костылей не передвигается.
Преступления раскрыли во многом благодаря показаниям Филиппа Таржиманова, он же Белоусов. Молодой человек был соучастником убийства Тена и после задержания заключил досудебное соглашение со следствием. По его же наводке полицейские нашли следы компонентов для взрывчатки, которую якобы мастерил Малюгин. За сотрудничество Белоусова приговорили к относительно небольшому сроку — 5,5 года строгого режима.
Косвенно на Бойца указывают необычные характеристики преступлений. На шее Тена, как установили специалисты, убийца завязал специфические узлы, а профессиональный удар ножом в шею Ковровского, не оставивший шансов на его спасение, присущ человеку со специальной воинской подготовкой.
Андрей Малюгин служил срочную в 33-й отдельной бригаде особого назначения Внутренних войск. В армию пошел добровольно, через три дня после того, как ему исполнилось восемнадцать лет, — 28 мая 2002 года. Судя по послужному списку, который есть в распоряжении “Фонтанки”, через полтора года Малюгин заключил контракт и в качестве старшего разведчика-телефониста 1-го отделения 2-го взвода разведывательной роты с сентября 2003 года по март 2004-го находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона. Участвовал в боевых действиях. Уволился в запас в мае 2005 года.
Сменил защитника
Сегодня, после летних отпусков, процесс ведет тройка профессиональных судей. Председательствует Ольга Нечаева. Из-за того, что Малюгина обвинили в приготовлении к терроризму, он не имел права на присяжных, с которыми, возможно, строить защиту было бы проще.
18 сентября состоялось первое заседание по существу. Получилось оно коротким. Боец сменил адвоката. Разорвал отношения с многолетним защитником Владимиром Щербанем, который, собственно, и обеспечил ему оправдательный вердикт по делу Боровикова — Воеводина.
Суд назначил Бойцу нового адвоката — Станислава Карцева.
«Я только вступил в процесс, мне нужно ознакомиться с материалами и обсудить с клиентом позицию защиты», — заявил адвокат на заседании. Заседание назначили на 1 октября.
У Карцева есть довольно успешный опыт националистических дел. Он защищал Евгения Скорова в процессе по взрыву ресторана “Макдоналдс” в феврале 2007 года и добился для него условного срока. Правда, во многом благодаря активному сотрудничеству клиента со следствием. Такой же сговорчивости от Малюгина ждать вряд ли приходится.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»