Корреспонденты «Все для Вас» выясняли, почему в городе-герое Волгограде фашистская символика превращается в стильный атрибут.

Фашисты в городе

На днях в полицию Камышина позвонили жители одного из домов на улице Пролетарской, на стене которого появилась нацистская символика. Оказалось, что свастикой разрисованы фасады еще 13 домов по этой же улице. Фашистская символика не редкость и для Волгограда — по нескольку лет она красуется на стенах домов в спальных микрорайонах. А в прошлом году в канун рождения Гитлера неизвестные расклеили больше сотни плакатов с известным сюжетом — маленькая девочка дарит фюреру букет цветов, и надпись: «Ты не забыл поздравить дедушку?»

Первая реакция на такие новости: шок, оторопь, возмущение! Как?! У нас?! На священной сталинградской земле, где до сих пор поисковые отряды находят кости солдат и хоронят их в братских могилах?! Некоторые горожане откровенно сердятся: не пишите об этом, не позорьте Волгоград. Кто-то не верит, что это сделали их земляки, и считает юных фашистов «не нашими». Но…

— Неофашисты есть в каждом городе, и Волгоград не исключение, — рассказал нам представитель сообщества волгоградских антифашистов, не пожелавший назвать своего имени. — Откуда они берутся? Многие вырастают из футбольных фанатов: сначала их привлекают драки, жажда насилия. Потом взрослые прочищают несозревшие подростковые мозги и так пополняют свои ряды. Цель неофашистов — пропагандировать себя, распространяя листовки, нападать на нерусских. До недавнего времени они жили разрозненными группировками, иногда враждуя между собой. Совсем недавно появилось отдельное течение неофашистов. Раньше им противостояли рэперы, рэйверы, панки, теперь мы. Но неофашистов в городе намного больше, чем нас. Обычно у них короткие прически, они носят черные куртки, закатанные джинсы и военные ботинки. Нас же, в отличие от неофашистов, нельзя точно определить по одежде, прическе, образу жизни — каждый индивидуален и приходит в «антифа» изначально по идее.

Некоторые современные фашисты оправдываются общим увлечением историей и желанием подробнее узнать о том, что происходило многие десятилетия назад. Но есть и другая категория молодежи. Вот пример современной неофашистской мысли, взятой на одном из интернет-форумов: «За что вы боретесь, антифа? За убийства русских! За негров, которые привозят сюда наркоту и болезни! За тех, кто в Чечне резал нашим бойцам горло. Да у вас ни родины, ни расы, ни чести!»

А вот высказывания о нацистской символике: «Лично для меня свастика — это хороший символ. А то, как ветераны относятся к этому… Ну не знаю…», «Если тебя изобьет кто-нибудь в майке «Рибок», ты ж будешь презирать не фирму, а того, кто избил. Так же и со свастикой. Символ не становится плохим, если его использовали плохие люди».

Неправильные акценты

На днях нам довелось побывать на одной молодежной вечеринке. Все шло прекрасно до того момента, пока ведущий праздника не организовал шуточный конкурс для влюбленных.

Парень раздал участникам состязания записки, в которых значились известные всем пары, которых нужно было изобразить — Иван и Марья, Ромео и Джульетта, Адам и Ева. Тут-то и выяснилось, что среди «героев» оказались Адольф Гитлер и Ева Браун.

Среди молодых людей не нашлось ни одного, кто посчитал бы эту выходку неприемлемой. Гитлера и его любовницу изображали, пожалуй, с бОльшим энтузиазмом, чем мультяшных Шрэка и Фиону.

— А что вы хотите, когда в кино показывают сплошь лощеных фрицев, щелкающих каблуками! — говорит председатель Волгоградского городского совета ветеранов Александр Струков. — Детям нравится их красивая форма… Или все эти передачи о личной жизни Гитлера и его помощников. Рассказывается, какими они были влюбленными и отцами, но при этом почти не упоминается, сколько миллионов людей они погубили. Неправильно расставляются акценты. Вот у современного поколения и происходит смещение понятий. Когда я в поездках по районам встречаюсь с учителями, они часто жалуются, что до уроков патриотического воспитания, о которых много говорят, никому нет дела. Нет ни книг, ни методических рекомендаций, как их проводить…

К счастью, по нашим наблюдениям, пока говорить о массовости неонацизма в нашем регионе не приходится. Распространение экстремистских листовок и художества, подобные камышинским, — это дело рук диванных мальчиков и девочек, которые не представляют на самом деле, что такое нацизм.

— В радикальных группировках участвует та часть молодежи, которая соединяет в себе неудовлетворенные потребности в собственной значимости и в элитарном круге близких — не в обычных друзьях или дворовых хулиганов, а в «элите», — подчеркивает психолог Евгения Муромцева. — Причем потребность в собственной значимости романтизируется: им нужно не просто хорошо учиться, а оторваться от серой, как им кажется, жизни. В неофашисты могут податься подростки, которых родители считают дураками, а в школе говорят: ты тупой. Их внутренняя тревожность — это крик души: мне так страшно, что я готов любыми способами отпугнуть свой страх. Они боятся жизни, но не боятся неминуемого наказания. В один кулак, в стаю с тоталитарным руководством они группируются не ради дружбы между собой. Им нужно дружить против кого-то — кавказцев, социального строя, законов, но в первую очередь против нас, взрослых. И чем дольше родители не обращают внимания на их бритые головы, высокие берцы, тем больше они втягиваются в этот круг…

История развивается волнами

Говорят, военная эстетика Третьего рейха источает особые флюиды. Фашизм по-прежнему остается врагом, но его магическое притяжение ощущают многие, особенно неокрепшие души. Гитлеровцы поразили мир, как никто другой: власть нацистов принесла миру ужасы уничтожения людей по национальному признаку и Вторую мировую войну. А зло, увы, притягательно для человеческого разума. Естественно, и наша страна создала свои символы и знаки той эпохи. Например, грандиозный монумент «Родина-мать зовет!», Дом Павлова или подвал в знаменитом городском универмаге, где брали в плен Паулюса. Они должны нести энергетику гораздо более мощную, чем фашистская, потому что созданы победителями, а не проигравшими. Так почему же через 70 лет после окончания Сталинградской битвы возник вопрос: чья мифология возьмет верх? Почему символика победителей перестает работать?

Быть может, потому, что страна победивших практически ничего не дает свои гражданам, особенно молодым? В России напрочь отсутствуют социальные лифты: абсолютное большинство растет в уверенности, что без денег и связей они не добьются ничего.

А теперь вспомним, откуда вообще взялся фашизм. Народ Германии после войны был раздавлен, промышленность уничтожена — и тут появляется Гитлер с идеей возрождения нации… Что происходит в России? Да практически то же самое, что и в Германии в послевоенные годы, только у нас подчас беженцы с Кавказа и гастарбайтеры имеют больше прав, чем граждане России. А между тем история, по гениальному определению Александра Твардовского, развивается не этапами, а волнами. И очень трудно предсказать, какая волна из прошлого и когда нас настигнет…

Остается добавить, что в самой Германии любовь к фашизму и всему с ним связанному отнюдь не приветствуется и никому в голову не придет ее открыто демонстрировать: немцы хорошо выучили урок.

Куда смотрит закон

Если конкурс с участием пары Гитлер — Браун еще можно посчитать бестактной шуткой, то пропагандирование нацистских символов — прямое нарушение закона.

Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» однозначно запрещает использование в любой форме нацистской символики, включая ее демонстрирование. Все это, как говорится в законе, оскорбляет многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

При этом нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, униформу, военную символику войск СС и знаки воинского различия подразделений СС. А также свастики и другие отличительные знаки государственных, военных и иных структур, которые признаны преступными Нюрнбергским международным трибуналом.

Согласно статье 20.3 КоАП, пропаганда и публичное демонстрирование всего выше перечисленного наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей либо арестом до 15 суток с конфискацией атрибутики. А вот уже изготовление, сбыт или приобретение фашистской символики, направленные на их пропаганду, караются штрафом от 1000 до 2500 рублей для физических лиц и от 20 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Что касается рисунков свастики в общественных местах, то, если «художники» не найдены, то ответственность ложится на должностные лица. Например, в Камышине кресты с домов должны стереть коммунальщики — в противном случае их ожидает штраф.