Людей достал как беспредел меньшинств, так и бездействие власти, говорит эксперт.

На какой только креатив не способна расщедриться власть, лишь бы граждане поверили в искренность и безапелляционность ее борьбы с криминальными мигрантами! Последний хит – широко растиражированный в СМИ короткометражный фильм с задержанием Орхана Зейналова, который, по информации следствия, в октябре этого года в столичном районе Бирюлево Западное зарезал местного жителя Егора Щербакова.

Зрелищные кадры с вертолетом, автоматчиками, катанием по земле, захватывающая съемка в кулуарах московского главка, куда доставили Зейналова и куда приехал министр внутренних дел Владимир Колокольцев, чтобы по-мхатовски выразительно посмотреть ему в глаза и, как позже признался СМИ сам министр, «понять, что это сделал он».

Наверное, жанр этот понравился, и, возможно, нам стоит ожидать вторую серию боевика. Теперь Колокольцеву при случае нужно будет ехать в Арзамас: там на днях стряслась история ну почти точь-в-точь как в Бирюлево, с поправкой на обстоятельства.

Снова убийца не местный, а жертва – из местных. Снова поводом для убийства стала какая-то ерунда. 26-летний Александр Слакаев с приятелем зашел перекусить в одну из кафешек с армянской кухней. Поданное блюдо ему не понравилось, о чем он и заявил администратору. Далее, как это часто показывалось некогда в плохих сериалах о братках, «Выйдем, поговорим?», «Ты чё?», «А ты чё?», слово за слово, драка, нож, скорая, морг. Саша не доехал до больницы, умер в карете «скорой», а город уже начал закипать: у драки оказалось достаточно свидетелей.

И вроде бы правоохранительные органы сработали слаженно, разгорающийся костер конфликта удалось погасить, что в условиях нависшей смогом межнациональной напряженности можно считать чудом. Не будь прежде ни Бирюлево, ни Пугачева, ни Кондопоги – глядишь, и правда все так бы и затихло, толком не начавшись. Ведь начальство приехало – уже поступок: не стало отсиживаться в кабинетах, уважило. Только по-человечески с народом разговаривать пока толком не научилось, а кондовые дежурные формулировки, как показало дальнейшее развитие событий, не тронули сердца горожан. Начался погром.

И если бы все дело заключалось лишь в том, что глава городской администрации и руководитель главка не оказались талантливыми ораторами! «От нас сейчас пытаются скрыть всю правду, – рассказала сквозь слезы корреспонденту «Комсомольской правды» мама убитого Александра Слакаева. – Игорь – друг Саши, которого в той драке также порезали, вышел из реанимации и рассказал, что их били семь человек. Но по делу проходят только четверо, причем один из них до сих пор в розыске, а нам отказываются предоставить его фотографию и хотя бы озвучить приметы. Получается, не хотят его ловить».

Что на это возразишь матери, потерявшей сына? Самое простое – что скорбящая женщина на эмоциях сгущает краски, но если полицейские в таких условиях отказываются озвучивать приметы находящегося в розыске одного из предполагаемых убийц – не странно ли это? В Бирюлево, помнится, полиция едва ли не демонстративно искала убийцу, объявив круглую сумму вознаграждения.

Недоверие к власти, и без того зашкаливающее за все мыслимые пределы, подпитывается ею же с каким-то мазохистским сладострастием. Логика показывает, что события в Арзамасе после событий в Бирюлево – это уже настолько «слишком», что власти было бы разумно сделать расследование дела максимально, быть может, даже излишне прозрачным. Спокойствие все-таки важнее. Недомолвки же только множат слухи.

В беседе с обозревателем KM.RU председатель совета Национально-демократической партии, президент «Русского общественного движения», философ и публицист Константин Крылов дал прогноз – межэтническая ситуация в России будет накаляться и дальше, но революции не будет:

– Власти контролируют ситуацию, и потому, поверьте, ничего страшного не начнется. По большому счету, все эти бунты недотягивают до обычного европейского уровня, когда студенты протестуют против низких стипендий, выходят на улицы и начинают все бить и крушить. У нас на самом деле невероятно законопослушный народ, что в таких случаях, как в Бирюлево, Пугачеве и в Арзамасе, можно рассматривать скорее как беду, потому что – так уж сложилось исторически – власть прислушивается только к насилию. И наш добрый народ будет и далее тихо вымирать – сам и от ножей мигрантов, иногда лишь позволяя себе протестовать против уничтожающей его системы. Власть прекрасно понимает эту тенденцию и поэтому не особенно беспокоится.

В то же время людей реально достал как беспредел меньшинств, так и то, что власти ничего не предпринимают, чтобы предотвратить убийства местных жителей приезжими. Вот нашли убийцу, привели его аж к министру – молодцы! Но позвольте вопрос: а почему он вообще смог убить? Почему житель своего района оказался беспомощен перед «гостем столицы»? Это нормально? Это роковая случайность? Почему русских можно убивать пачками, почему каждое задержание убийц мы должны воспринимать как какую-то сенсацию? Люди справедливо считают, что убивать их не надо и что убийцы должны быть изолированы далеко и надолго. Это элементарное, базовое требование, которое власть не спешит удовлетворять.

Что касается того, что протестующих кто-то «накручивает», «подстрекает» и тому подобное, то это полная чушь, рассчитанная на совсем уж невзыскательные умы. На сегодняшний день в русском движении нет общепризнанных лидеров. За пределами Москвы, да и в самой столице никто никого особенно не знает. Сегодня в русском националистическом движении просто нет таких людей, которые могли бы приехать и поднять серьезную бучу. Если Саша Белов, или Демушкин, или я выйдем в каком-нибудь городе и начнем к чему-то призывать – нас не будут слушать, да еще и побьют. Кроме того, все мы находимся под пристальным внешним наблюдением, и не думаю, что в таких условиях в Арзамас приедет кто-то из крупных фигур движения.

KM
Виктор Мартынюк