Антиэкстремизм
Госдума приняла в первом чтении поправки в УК, которые переводят «экстремистские» преступления в категорию тяжких. Основной результат правки статей 280, 281, 282 и 282.2 УК РФ – не увеличение сроков наказания, а процессуальные нюансы. После вступления этих поправок в силу, подозреваемые в «разжигании экстремизма» будут неизбежно помещаться в СИЗО. Сейчас основная мера пресечения по этим статьям – подписка о невыезде. Законодатели и замминистра юстиции Юрий Любимов признались – никаких объективных данных, включая статистику, которые мотивировали бы появление этого законопроекта, нет ни у Госдумы, ни у правительства. Единственная причина появления этих поправок – исполнение поручения президента РФ.

Правительство сетует в пояснительной записке на то, что отнесение этих составов к преступлениям небольшой тяжести связывает руки следствию: по таким делам нельзя прослушивать телефонные переговоры; брать под стражу в качестве меры пресечения можно только в исключительных, специально оговоренных случаях, а срок давности составляет два года. Предлагается перевести все «экстремистские» деяния в разряд преступлений средней тяжести, а для руководителей и организаторов – в разряд тяжких, что позволит прослушивать и арестовывать подозреваемых без процессуальных проблем, а сроки давности для участников и руководителей увеличить соответственно до 6 и 10 лет.

Законопроект предполагает, что за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) теперь будет грозить лишение свободы не до трех, а до четырех лет. За осуществление действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды (ч. 1 ст. 282 УК), вдвое увеличен срок принудительных работ и срок лишения свободы – с двух до четырех лет. То есть преступление переводится из разряда небольшой тяжести (до трех лет лишения свободы), в категорию средней тяжести (до пяти лет). Если такие поступки совершены с использованием служебного положения или с применением насилия, то по инициативе Минюста следует поднять размер штрафа до полумиллиона рублей, напоминает «Коммерсант».

За создание экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК РФ) предполагается штраф от 200 до 500 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до шести лет. Аналогичный тюремный срок грозит и тем, кого обвинят в организации работы сообщества (ч. 1 ст. 282.2 УК РФ), которое суд уже признал экстремистским. Эти преступления выводятся из категории средней тяжести (наказание до пяти лет лишения свободы) и переводятся в категорию тяжких (до десяти лет лишения свободы). Поднимается наказание за участие в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1), срок лишения свободы не должен превышать четырех лет.

Основным результатом данных законодательных нововведений станет даже не увеличение сроков «экстремистам», а процессуальные изменения, которые следуют из-за перевода состава преступлений в категории средних и тяжких.

Сейчас обвиняемые по экстремистским статьям чаще ожидают суда дома. Кроме того, в большинстве случаев они могут рассчитывать на условное отбывание наказания. После принятия данных поправок, арест станет самой распространенной мерой пресечения. Кроме того, следователи получат право на прослушку телефонов, слежку и прочие действия, которые пока еще применяются к «экстремистам» в исключительных случаях.

Кроме того, перевод преступлений в категорию тяжких автоматически означает реальные сроки наказания.

Большинство уголовных дел по четырем «экстремистским» статьям сейчас являются легкими «палками», которые собирают правоохранители за счет «прополки» социальных сетей. Сейчас большая часть осужденных – это наивные пользователи «ВКонтакте», репостящие демотиваторы и прочие «разжигающие» материалы. Следствие для них означает сейчас подписку о невыезде, наказание – условное или ограничение свободы (запрет на посещение массовых мероприятий, появление на улицах по ночам и прочие «суровые» меры). Другими словами, сейчас охота правоохранителей за «экстремистами» является чем-то вроде профилактической работы и воспитывает в населении если не сознательность, то хотя бы навыки конспирации. Однако после вступления в силу новых поправок, все эти условные «школьники» окажутся в СИЗО и получат реальные сроки.

Единственная категория лиц, в отношении которых ужесточение антиэкстремисткого законодательства может сработать более «адекватно» – это разнообразные проповедники религиозного экстремизма: салафиты, неоязычники и христианские фундаменталисты. Например, в последнее время по 280, 281, 282 и 282.2 статьям стали привлекаться имамы, получившие салафитское образование в Египте или Саудовской Аравии.

Впрочем, законодатели не смогли представить никаких официальных данных, которые обосновали бы их поправки в УК. Заместитель министра юстиции Юрий Любимов, на вопрос депутата Александр Куликова, чем обусловлено ужесточение, признался, что Минюст не имеет мотивирующей статистики. Более того, замминистра юстиции объявил, что его ведомство не знает – ведется ли такая статистика. Единственная причина ужесточения – это поручение президента Путина, признался замглавы Минюста.

Первый зампред Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский попытался обосновать поправки тем, что «все ужесточаемые статьи относятся к посягательству на основы конституционного строя», сообщает scilla.ru.

Экс-прокурор Светлана Горячева (фракция «эсеров») задала вопрос: будет ли она считаться экстремисткой, если не любит некие меньшинства. Кроме того, депутат Горячева не любит некоторых иностранцев, приезжающих в Россию и опасается, что ее мнение по этому поводу тоже можно расценить как возбуждение вражды. Любимов сказал, что если следствие установит, что имело место возбуждение ненависти к мигрантам, то это повлечет соответствующие последствия. Но высказывание мнения не является единственным элементом этого состава преступления. К тому же, правительство не предлагает поменять диспозицию статей 280 и 282, меняются только санкции. После этого другой «эсер», Александр Тарнавский сказал, что их фракция поддержит законопроект.

Депутат от ЛДПР Сергей Иванов спросил коллег, как они могут соглашаться на подобные предложения, ведь каждый из них может быть привлечен по подобным статьям: «Кстати, это будут тяжелые статьи!». Депутат воспользовался планшетом для того, чтобы зачитать большую часть определения экстремистской деятельности из закона «О противодействии…», чтобы продемонстрировать его «резиновость». По мнению Иванова, большая часть того, что входит в определение экстремизма – это «оценочные категории».

Он привел яркие примеры экстремистских высказываний. Фраза «древние греки научили древних римлян астрономии» – это пропаганда превосходства, а если женщина говорит, что все мужики – парнокопытные с рогами, то это возбуждение вражды и пропаганда неполноценности.

В результате голосования закон поддержали 285 депутатов, против были 10, воздержавшихся не было. За проголосовали 236 из 238 «единороссов», 49 из 64 «эсеров», 84 члена КПРФ и 55 либерал-демократов голосование проигнорировали.

NR2.Ru