Кавказец-грабитель
Георгий Полтавченко утвердил план Смольного по дополнительным мерам общественной безопасности и снижению проэкстремистских настроений в Петербурге. Судя по нему, в следующем году в городе появятся молодежные отряды правопорядка (МОП), в которых обязательно будут присутствовать представители диаспор Северо-Кавказского региона. Южане не против этнических патрулей, а эксперты опасаются эскалации национализма.

Пропаганда в помощь

Три года назад указом № 1535 тогдашний президент Дмитрий Медведев обязал высших должностных лиц субъектов РФ образовать координационные совещания по обеспечению правопорядка. Суть их свелась к обобщению тематической информации, прогнозу тенденций и, соответственно, выработке мер по поддержанию и укреплению того самого правопорядка.

В декабре координационное совещание в Смольном провели. Данные обобщили и проанализировали и сделали вывод, что в Петербурге не все гладко. Полиции поручили и дальше следить за радикализацией молодежи, а точнее — ее предупреждать. Муниципальным властям с привлечением районных СМИ — активизировать информационно-пропагандистскую работу, чтобы подрастающее поколение не плыло по экстремистскому течению, а наоборот, формировало в себе законопослушное поведение.

Среди идей по продолжению, укреплению, активизации и прочей пролонгации особняком выделяется одна с императивом “создать”. Номер у нее 2.4.3, а звучит она звонко, хоть и многословно: “Комитетам (по молодежной политике, науке и высшей школе, вопросам законности, правопорядка и безопасности) во взаимодействии с ГУ МВД проработать вопросы создания в рамках общественных организаций молодежные отряды правопорядка с обязательным включением в них представителей диаспор Северо-Кавказского региона РФ. Разработать положение и инструкцию по их деятельности”. Срок — до 15 февраля 2014 года.

Без конкретики

В пресс-службе комитета по молодежной политике прокомментировать этот вопрос не смогли, посоветовав обратиться за подробностями в комитет по законности и правопорядку.

Однако один из собеседников «Фонтанки» в комитете признал, что поручение специалистам разработать положение о молодежных отрядах есть. «К сожалению, пока никакой конкретики — ни количественного состава, ни функций, ни инструкций. Она будет ближе к 15-му февраля, именно к этой дате дано поручение”, — развел руками наш собеседник и навскидку даже не рискнул не предположить, в чем смысл обязательного объединения в одной дружине виртуального Мусы из Махачкалы с виртуальным же Егором из Купчино.

Отряды, судя по всему, придут на помощь полиции и возьмут на себя обязанности народных дружин и других общественных формирований, действующих сейчас под крылом муниципалитетов.

Судя по постановлению губернатора, исключительным правом попадания в МОПы обладают представители десяти субъектов России. К Северному Кавказу относят Краснодарский, Ставропольский края, южные границы Ростовской области, Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Чеченскую республику. Но есть и административно-территориальное деление по федеральным округам. С 2010 года в СКФО входят всего семь регионов, за исключением Адыгеи, Краснодарского края и, естественно, Ростовской области. Наивно предполагать, что, допустим, приехавшие в Петербург ростовчане будут настаивать на участии в МОПах на отдельных условиях.

Этнические предрассудки

Логику Смольного корреспонденту “Фонтанки” попытался объяснить полномочный представитель Республики Ингушетия в Санкт-Петербурге и Ленобласти Юнус Хаутиев:

— В рамках общественной организации “Совет по межнациональному сотрудничеству” мы участвовали в рейдах и видели реакцию земляков и других представителей Северного Кавказа. Задержанные нарушители гораздо спокойнее реагируют и охотнее выполняют требования силовиков, если видят рядом с ними представителя своей диаспоры. В будущем возникает меньше вопросов по правомерности действий правоохранительных органов. Идея неплоха, думаю. Разве что в отряды правопорядка включал бы не только молодежь, но и представителей старшего поколения. На них уроженцы Ингушетии реагируют эффективнее.

Председатель комиссии по вопросам правопорядка и законности петербургского ЗакСа Александр Кущак считает пункт постановления вовсе не обязательным:

— Все идеи имеют право на существование и реализацию, лишь бы было спокойнее на улицах. С другой стороны, какая разница, кого включать в отряды? Пусть они хоть состоят из бурята, татарина и дагестанца. Страна у нас многонациональная. Любое патрулирование может снизить социальную напряженность. Впрочем, на мой взгляд, лучше вкладывать силы и средства в систему уличного видеонаблюдения.

Руководитель мобильного отряда правопорядка “Патриот”, сотрудничающего с колпинскими властями, Кирилл Прокопенко опасается раздутых МОПов:

— Потребность в общественных формированиях по поддержанию безопасности есть, но, как мне кажется, в последнее время в попытке возрождения народных дружин власти погнались за количеством. А следовало бы, на мой взгляд, — за качеством. Пожалуй, достаточно отряда в 50 подготовленных человек на район. Острой необходимости включать в отряды представителей диаспоры, по крайней мере сейчас, не вижу.

Научный сотрудник Российского этнографического музея, эксперт по межнациональным отношениям Дмитрий Дубровский полагает, что идея Смольного выглядит весьма странно:

— Она не только признает проблему с правопорядком в Петербурге, но и делает акцент на выходцах из Северного Кавказа, — пояснил специалист корреспонденту “Фонтанки”. — К вопросу дискриминации: от того, что в еврейских гетто были капо (полиция), состоящие также из евреев, их миссия менее чудовищной не становилась. Этот пункт постановления вносит в проблему преступности элемент этнических предрассудков. Полагаю, это чудовищная ошибка. Слава богу, хоть в паспорте пятой графы нет. Нам демонстрируют вполне себе советский вид межнациональных отношений. Когда дружат не люди, а представители народов. И это плохо. Не Иван и Магомед, а русский Иван и чеченец Магомед. Насколько профессионально с позиции Смольного на этом заострять внимание, не берусь сказать. На мой взгляд, губернатор попытался вернуть еще один кусок Советского Союза. Раньше по улицам ходили комсомольские патрули и сдавали неформалов в милицию. Я плохо понимаю цель молодежных отрядов. Количество нашей полиции на душу населения в 5 — 6 раз выше, чем в США. Мы платим гигантские налоги. Зачем ей в помощь народная защита?

Александр Ермаков
Фонтанка