Эткина

Симоновский суд Москвы вынес приговор в отношении экс-заместителя председателя правления «Мира-банка» Анны Эткиной.

Слушания по данному делу начались в августе 2013 года. Служители Фемиды несколько месяцев разбирались с тем, где находится обвиняемая, которая не являлась на заседания. В результате, когда с точностью было установлено, что она скрылась (находится за пределами России), ее очное появление в суде невозможно, были рассмотрены сами материалы дела. На это ушло еще несколько месяцев. В результате Симоновский суд признал Эткину виновной в совершении преступлений, предусмотренных статьями УК РФ 159 (мошенничество), 174 (отмывание преступных доходов) и 165 (причинение ущерба путем обмана). Ей назначено наказание в виде восьми лет лишения свободы заочно. Ранее Генпрокуратура РФ пыталась добиться экстрадиции Эткиной, отправляла несколько соответствующих запросов в Израиль, но безуспешно.

Стоит отметить, что приговор экс-зампредседателя правления «Мира-банка» вынесли только со второй попытки. Первый раз Анну Эткину пытались осудить еще в конце 2012 года. Тогда материалы о хищении 3,3 млрд рублей поступили в Симоновский суд, однако сама обвиняемая, находившаяся на свободе под залогом в 5 млн рублей, на слушания не являлась. В результате дело без рассмотрения было возвращено в прокуратуру, а потом следователям. Те объявили Эткину в розыск.

Летом 2013 года, накануне рассмотрения Симоновским судом материалов расследования, корреспондент «Росбалта» пообщался с Анной Эткиной. «Как и раньше, я продолжают настаивать на своей невиновности, — заявила тогда агентству бывшая зампредседателя правления «Мира-Банка». По словам Эткиной, Израиль решил не выдавать ее России. «Законодательство Израиля предусматривает автоматическую выдачу за совершение насильственных преступлений, которых я не совершала, — отметила Эткина. — Рассмотрение запросов из Генпрокуратуры России относится к компетенции МВД Израиля, если я здесь уже больше полугода, то делайте выводы сами».

Источник «Росбалта» в правоохранительных органах рассказывал, что не понимает, как Эткина могла скрыться из России, поскольку с осени 2011 года ее почти повсюду сопровождали вооруженные бойцы спецподразделений — как человека, находящегося под государственной защитой.

Охрану к Эткиной приставили после преступления, совершенного 29 сентября 2011 года в ресторане «Хуторок» на Ленинградском проспекте. К столику, за которым сидели Анна и бывший замдиректора «Финансовой лизинговой компании» (ФЛК) Андрей Бурлаков, подошел киллер и открыл огонь из пистолета. Бурлакову пули попали в голову, грудь и плечо. Анна Эткина была ранена в лицо, у нее оказалась раздроблена челюсть. Рикошетом пуля угодила еще и в грудь женщины. Бурлаков скончался в машине «скорой помощи». Эткину госпитализировали в тяжелом состоянии, врачи смогли спасти ей жизнь.

Сама Анна заявила «Росбалту», что под госзащиту ее не брали. «Меня сопровождали сотрудники центра специального назначения МВД РФ, которые работали по договору охраны. Их услуги оплачивали мои израильские друзья, — рассказала Эткина. — И тогда, и сейчас я опасаюсь за свою жизнь, поскольку «заказчики» покушения на меня так и не установлены. В мой адрес продолжают поступать угрозы».

Двенадцатого сентября 2012 года по подозрению в покушении на Эткину и убийстве Бурлакова был задержан житель Дагестана Магомед Мичилов. Киллера в нем опознала и сама Эткина. Собеседник агентства, знакомый с ситуацией, ранее рассказывал, что, как только в 2012 году дело в отношении Эткиной первый раз поступило в суд, она неожиданно поменяла показания, заявив о непричастности Мичилова к преступлению. В результате в декабре 2012 года его отпустили на свободу. А Эткина, несмотря на сопровождавших ее повсюду спецназовцев, покинула Россию и уехала в Израиль. «Эти два события связаны друг с другом. Своеобразная сделка: отказ от показаний взамен на возможность уехать в Израиль«, — утверждал источник агентства.

«Ситуация с Мичиловым была инсценирована следствием с целью отвлечь внимание от истинных заказчиков преступления, — заявила летом 2013 года «Росбалту» Эткина. — Мое мнение, что это преступление совершил не Мичилов».

Однако еще в 2012 году Анна придерживалась другой версии. «Меня как холодной водой окатили, когда я его увидела, эти глаза не забудешь», — говорила Анна, увидев Мичилова после задержания.

По версии следствия, в 2007-2009 годах руководство ФЛК неожиданно приняло решение на льготных основаниях выдать займы на 2,7 млрд рублей двум фирмам – «ИК ЮГ» и «Инвестиционная лизинговая компания».

В оформлении сделки принимали участие бывшие топ-менеджеры «Мира-банка» (у него ЦБ отозвал лицензию в 2008 году), в том числе Эткина, а деньги, как считают следователи, ушли на счета люксембургской FLC West Holding. Туда же, по версии правоохранительных органов, поступили еще более 400 млн рублей, похищенные у ФЛК.

FLC West Holding была в свое время создана как «дочка» российской ФЛК, а ее гендиректором являлся Андрей Бурлаков. В самой ФЛК он в момент заключения сделки занимал должность замдиректора.

На часть средств, выведенных из ФЛК, FLC West Holding купила у норвежской фирмы Aker Yards судостроительные верфи в Германии и Украине. На базе этих активов, приобретенных почти за 300 млн евро, была создана компания Wadan Yards, где Андрей Бурлаков занял пост председателем совета директоров, а бывший зампред правления «Мира-Банка» Анка Эткина стала вице-президентом по финансам.

Андрей Бурлаков покинул ФЛК еще в ноябре 2008 года, а спустя год ГСУ при ГУВД Москвы объявило его и Эткину в розыск по обвинению в мошенничестве. Арестовали пару в декабре 2009 года. Летом 2010 года суд согласился отпустить Эткину под залог в 5 млн рублей, а Бурлакова — в 50 млн рублей.

Пока Бурлаков был в СИЗО, верфи купила швейцарская фирма Nordic Yards, подконтрольная Виталию Юсуфову (сыну бывшего спецпредставителя президента по вопросам энергетического сотрудничества Игоря Юсуфова).

Источник: Росбалт