«С Беркутом воевали пацаны с Востока Украины. А западенцы — трусоваты». Накал страстей в Киеве снижается. Но Майдан уже создает свою «Национальную гвардию».

На Украине пауза. Верховная Рада дала Майдану 15 дней, чтоб самораспуститься. Политологи пустились в свои любимые прогнозы — кто ж теперь будет премьером после отставки Николая Азарова? А гостиница «Украина» в центре Киева стала пустеть. Изнуренные репортажами журналисты со всего мира хмуро грузят вещи в такси. Под присмотром караула закованных в «бронники» революционеров. Замороженные лица бунтовщиков уже давно ничего не выражают. У журналистов – тоже. Они устали мерзнуть в промозглом Киеве и кормить своих читателей ежедневными картинками «палатка, маска, каша, Беркут, коктейль Молотова». От них пахнет гарью. И злостью. Кажется. Или раздражением. Причем на всех.

— Это какой-то вечный украинский спектакль, что со стороны Януковича, что с Майдана! — рычит мой московский коллега, с облегчением отправляясь домой. – А иногда мне кажется, что это (он обводит рукой парящие от мороза палатки революционеров) декорации!

Он так реагирует на мое изумление новобранца. Чайника. Я оставлял Майдан полтора месяца назад веселым, хипповатым, пушистым, а нашел с многометровыми стенами из черте чего, охранными вышками и вооруженными арматуринами пацанами в масках…

— Би-би-си уезжает. Французы только что уехали… — печально говорит обслуга гостиницы, — Хорошо, что туристов-экстремалов много, специально на революцию прикатили посмотреть. А вы что-то совсем поздновато к вам.

— Да, я проездом – оправдываюсь (мой путь действительно лежит в анти-майданный Харьков), и удивленно кошусь в телевизор, что висит в фойе.

Оппозиционный «пятый» канал восхищенно рассказывает о создании «национальной гвардии» Майдана и крутит репортаж о посвещении в гвардейцы. Строй свирепых крепких парней в масках читает клятву. Не знаю, на что рассчитывают режиссеры – зрелище-то не для слабонервных.

Малодушно прошу дать мне номер с окнами не на воинственный Майдан. И получаю с окнами на тихую Институтскую. И вдруг. Скозь окно — на чистом русском. В мегафон.

«Слава нации!»

«Слава!»

«Слава нации!»

«Слава!»

Оказывается, по соседству – революционный штаб и туда движется колонна новоявленных гвардейцев в касках. Кто-то из пары десятков молодцов не удерживается и при возгласе «Слава!» отдает фашистский салют.

Под утро. Минус 25 на улице. Опять!

«Слава нации!»

«Слава!»

«Упрямые ребята эти западенцы – спросонья думаю, — С такими «Беркуту» будет тяжело. Странно, правда, что по русски размовляют хорошо…. Позвольте!

Вспоминаю, что 1 декабря в первой битве с «Беркутом» на Банковой при мне яростно рубились вовсе не западенцы, а судя по говору — что ни на есть русские. Мне мало, кто верил. Но вот опять — эти ребята, под окном, уверен, не с Запада.

— Ну конечно же на Грушевского бьются не западенцы, — подтвердил мне мои догадки директор украинского филиала института стран СНГ (его возглавляет известный русский патриот Константин Затулин) Денис Денисов – Галичане, западенцы у нас традиционно не отличаются смелостью, трусоваты они. И предпочитают улице Грушевского, где шли бои, спокойный Майдан. Согласен, парадоксально, но, к примеру, база ультраправой организации «Патриоты Украины», находится в рускоязычном Харькове. И большинство боевиков, которые являются основной движущей силой в битвах с полицией вовсе не с Запада, а с Востока Украины. Причем подобные движения в русскоязычной части страны стали возникать с 2007 года. И финансировала их на свою голову… «Партия Регионов», которая тогда решала чисто партийные задачи. В то время «свободовцы» (националистическая партия с Запада Украины) оттягивали голоса у партий Ющенко и Тимошенко. Дробили их голоса.

— Но как такое может быть, — задумываюсь. — Все как-то уверились, что Майдан анти-московский. Но зачем русские националисты в этом случае «вписываются» за бандеровцев. Ведь украинский национализм вроде как не в интересах русских…

— Не факт, — отвечает Денисов. — Русские ребята здесь кричат на футбольных матчах «Слава Украине, героям слава!» и понятно, что 95% из них просто не понимают, что это значит. Модная кричалка и все тут.

Почитайте их посты в интернете. Это неблагополучная молодежь с плохим, как правило, образованием, которая не может найти себе применение. А здесь — простая система координат: «Мы белые, мы славяне. Нам изначально в этой стране уготовлена роль господина. Ничего нового не выдумано со времен нацистской пропаганды. С «западенцами» их объединяет радикальный настрой против власти. Они анархисты во многом. Для них важна не идеология, а скорее — само действие. Крушить, ломать…

В этот момент с родины майданных боевиков и (как говорят) провластных партизан — «титушек» пришло бодрящее известие. Видимо, типичное для города Харькова. Губернатор Михаил Добкин пришел на заседание областного совета в майке с надписью «Беркут» и пригрозил Западу Украины: «Мы вас загоним обратно в ваши схроны!»

Под моим окном в ответ громыхнуло:

«Героям слава!»

И я грустно подумал – какая же все-таки странная эта Украина.

КП
Владимир ВОРСОБИН