Глава Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов на фоне других представителей российского губернаторского корпуса выглядит довольно нескромно и то же самое можно сказать и о его родственниках. При этом, чтобы лишний раз не привлекать внимания прессы множеством сомнительных и откровенно скандальных эпизодов своей биографии, губернатор безуспешно пытается держаться в тени, но все равно продолжает попадать в одну скандальную историю за другой.

Глава Карачаево-Черкессии Рашид Темрезов на фоне других представителей российского губернаторского корпуса выглядит довольно нескромно и то же самое можно сказать и о его родственниках. При этом, чтобы лишний раз не привлекать внимания прессы множеством сомнительных и откровенно скандальных эпизодов своей биографии, губернатор безуспешно пытается держаться в тени, но все равно продолжает попадать в одну скандальную историю за другой.

В республике пышным цветом цветет коррупция – поборы с предпринимателей, «распилы» и «откаты». При этом сам руководитель Карачаево-Черкессии, «официально», согласно декларации, считается самым бедным из российских губернаторов. (http://abos.ru/?p=77555) — среднем менее 70 тысяч рублей в месяц. Эти цифры выглядят по меньшей мере цинично, ведь как известно в республике, каждому из своих многочисленных родственников губернатор уже подарил не по одному «Мерседесу». По мнению экспертов, для чиновника федерального уровня такой факт уже должен грозить отставкой.

Местным жителям хорошо известны и такие пикантные подробности быта главы республики, как, например, активное давление на местные министерства, выражающееся в почти официальной ставке отката. И Минздрав, и Минсельхоз вынуждены «отстегивать» Темрезову по 30% со своих проектов, благодаря чему в народе его уже так и прозвали – «30%». По информации источников – последний откат местного Минздрава составил 1,5 миллиарда рублей.

Все контракты на строительство в Черкессе и Архызе, финансируемые из бюджета, год за годом достаются фирмам, ассоциированным с губернатором. Этот весьма доходный, хотя и явно противозаконный бизнес приносит Темрезову примерно 50% прибыли с каждого контракта. Вторая половина достается мэру Черкесска Руслану Тамбиеву.

Еще одна схема из недавних – «реконструкция» сетей водоканала, при которой в нарушение всех регламентов использовались старые, побывавшие в употреблении трубы. На эти цели было выделено 4 млрд рублей, и половина из них уже успешно освоена. Кстати, поскольку таких крупных средств в бюджете не нашлось, высокопоставленным коррупционерам пришлось поднимать тарифы на пользование сетями. Сделать это было достаточно просто, ведь возглавляющий Управление по тарифам и ценам Магомед Чомаев в недавнем прошлом сам работал главой водоканала. Ну а о том, что и водоканал, и городские сети принадлежат уже упомянутому мэру Тамбиеву, говорить излишне.

Как видно, коррупционная паутина опутала самые верхние этажи республиканской власти. Но не отстают от элиты и руководители рангом поменьше. Например, глава администрации Ногайского муниципального района Магомет Санглибаев и главный специалист-землеустроитель отдела сельского хозяйства этого района Паши-Гирей Баисов стали фигурантами дела о вымогательстве. Два чиновника намеревались получить полтора милиона рублей с предпринимателя, пытавшегося взять в аренду участок земли.

Силовики, вместо того, чтобы пресечь безобразия, попросту игнорируют происходящее, поскольку сами давно находятся под тотальным контролем: куда не надо — не заглядывают и охотно исполняют все «пожелания» Темрезова. Залогом стабильности ситуации в республике теперь служит не закон, а хорошие отношения с коллегами, умело налаженные Господином Губернатором. Действовать он предпочитает гибко, но эффективно – например, спикеру парламента КЧР Александру Иванову с истинно кавказским гостеприимством строится дом за 3 миллиона долларов. Для справки – на обеспечение жильем детей-сирот бюджет КЧР в прошлом году потратил меньше одного миллиона долларов. (http://www.interfax-russia.ru/South/news.asp?id=408965&sec=1671)

Брат главы региона Теймураз Темрезов, не так давно ставший зампредседателя Черкесского городского суда, активно продвигается к следующей ступени карьерной лестницы – креслу главы горсуда. Какой простор для и без того феноменальной коррупции открывается после этого перед братьями, говорить излишне.

Еще один родственник Рашида Темрезова, его отец Бориспи возглавляет медицинскую компанию «Медик-сервис». И, очевидно, простым совпадением можно считать пропажу 300 млн рублей, исчезнувших в неизвестном направлении при строительстве Центра переливания крови. Этот фактически так и не построенный объект был принят в республиканскую собственность, а власти КЧР предоставили Федеральному медико-биологическому агентству не соответствующие действительности документы о расходах. Поскольку Рашид Темрезов во время описываемых событий уже возглавлял республику, думать, что он был не в курсе происходящего, оснований нет.

Три года, что Карачаево-Черкессия живет под руководством Темрезова, местные органы власти лихорадят коррупционные скандалы. Только за два летних месяца прошлого года республика лишилась главы МВД и министра образования. Первый был снят с должности лично Владимиром Путиным «за связь с местными властными кланами», а второй попался на торговле результатами единого госэкзамена и был задержан с 650 тысячами рублей взятки в руках. (http://news.mail.ru/inregions/caucasus/9/incident/13802722/)

Корни коррупционного кошмара, охватившего Карачаево-Черкессию, уходят в недалекое прошлое. В 2007 году будущий губернатор Темрезов возглавлял региональное отделение «Справедливой России» и был выгнан из него лично председателем партии Сергеем Мироновым. Поводом для отчисления стала пропажа перечисленных из федерального бюджета трех миллионов рублей, к которой нынешний глава региона имел самое непосредственное отношение.

Рашид Темрезов в те времена был связан с зятем тогдашнего главы республики Мустафы Батдыева Али Каитовым, и с этим периодом времени связана очередная мрачная история. На даче Каитова застрелили семерых молодых людей, принадлежавших к властным кланам республики. Причем как сообщают анонимные источники Темрезов был в том месте когда Каитов убивал 7 человек, но уехал за 10 минут. Замять преступление не удалось, и Каитов попал за решетку. Согласно приговору, сидеть ему полагается 17 лет, но не прошло и половины этого срока, как Темрезов принялся хлопотать за бывшего «патрона». По информации источников, в настоящее время он практически вытаскивает Али Каитова из тюрьмы, прилагая к этому все имеющиеся в его распоряжении немалые ресурсы. Причина такой трогательной заботы, возможно, в том, что в момент преступления Темрезов и сам находился на злополучной даче, и теперь «повязан кровью» с осужденными за убийство. Во всяком случае, так говорят в республике.

Понятно, что с такими «заслугами» нынешнему главе КЧР имеет прямой смысл прятаться в тени и позиционировать себя самым скромным и самым бедным губернатором. Чем меньше внимания он привлекает к своей персоне, тем скорее забудутся перечисленные нами «художества». Неясной остается только позиция компетентных органов и полпреда президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. Неужели происходящее в республике их совершенно не интересует?

Тяжелая обстановка давно породила у жителей Карачаево-Черкессии надежду на добровольный уход губернатора, явно неспособного или нежелающего покончить с коррупцией и навести порядок во вверенном ему регионе. Увы, появившаяся недавно информация об отставке, всколыхнув общественность, была резко опровергнута самим Темрезовым. «Об отставке и речи нет. Это слухи. Поговорим об этом через два года», – заявил губернатор на пресс-конференции 3 марта 2014 года. (http://kavpolit.com/articles/temrezov_ob_otstavke_i_rechi_net_eto_sluhi-1231/). Но если посмотреть на факты объективно — не пора ли губернатору Темрезову начинать паковать вещи? Ведь в свете объявленной Президентом борьбы с коррупцией такие региональные лидеры первыми могут получить «волчий билет» в один конец.

Николай Стасов
Блог независимого журналиста