Правый сектор появился на страницах мировых СМИ после первых столкновений на улице Грушевского 19 января . За считанные дни бойцы в балаклавах с коктейлями Молотова в руках стали лицом украинского протеста.

Майдан не является мирным, в новостях появились первые известия о погибших.

Справедливости ради надо признать, что именно действия Правого сектора в ответ на принятие «драконовских» законов заставили Банковую пойти на уступки: отменить законы 16 января и принять закон об амнистии.

Впрочем чем дальше от пламени революции, тем больше деталей следует о деятельности Правого сектора и его отношений с миром системной политики. «Украинская правда» попробовала собрать систематизировать сведения о связях и контактов Правого сектора с представителями прошлой и нынешней власти, а также получить уникальную информацию о нынешнем состоянии наиболее радикальной силы Майдана.

Правый сектор не является иерархической организацией с вертикальной структурой управления. Скорее это горизонтальные структуры, объединенные единым названием, и формально подчинены единым штабом. На создании Правого сектора в ее состав входили ВО «Тризуб», СНА, УНА-УНСО и КУН, а также «Комитет освобождения политзаключенных» и Черный комитет.

Как известно, лидером Правого сектора является Дмитрий Ярош . Его ближайшими соратниками является собратья из ВО «Тризуб» — Андрей Тарасенко (Главный координатор парво сектора) по прозвищу «Пилипась» и Андрей Стемпицкий — «Летун».

6942c02

Один из мифов о Правый сектор — это их неприятие любых переговоров с режимом Виктора Януковича. В действительности Правый сектор сам был готов вступить в такие переговоры. Известно по крайней мере о двух встречах его представителей с властью. Обе происходили в моменты наибольшего кризиса на Майдане.

Об одной из них известно из публичных сообщений. Третьего февраля представители Правого сектора вместе с ветеранами Афганистана встретились с главой СБУ Александром Якименко и первым заместителем министра внутренних дел Виктором Дубовиком. Переговоры состоялись после принятия закона об амнистии. Публично было объявлено, что стороны договорились об освобождении задержанных активистов.

О втором контакт уже на высшем уровне — между Виктором Януковичем и Дмитрием Ярошем — стало известно уже после бегства Януковича из Киева. И не от самого Яроша, а случайно — лидера Правого сектора сначала узнал один из работников администрации президента, а затем информацию о встрече подтвердили работники, имели доступ к внутреннему журнала посещений президента.

b98620f

Сам Дмитрий Ярош так описал эту встречу в интервью «Украинской неделе»:

«Она (встреча — УП) действительно была. Однако уже после завершения активных действий. Вышли СБУшники и предложили не только мне, но и провода, моему ближайшему окружению, встретиться для прекращения кровопролития. Соответственно я поехал в администрацию. Там говорилось о сделке — то , которую потом подписали. Я отказался это сделать. Сказал, что мы марионетками никогда не были и не будем, поэтому давайте выводите войска, потому начнется партизанская война во всей Украине. Там его дипломаты также давили, я не беру эту заслугу на себя, однако речь шла о том, что мы не отступим, не составит оружия, будем стоять до конца. Возможно, это для него стало тоже определенной каплей, когда он решил прекратить так называемую антитеррористическую операцию и отвести войска. Хотя в то время еще снайперы работали «.

Зато остается несколько важных вопросов этой встречи.

1. Почему Ярош доверил свою жизнь работникам СБУ?

Переговоры состоялись 20 февраля в здании администрации президента на Банковой. По словам соратника Яроша — Андрея Тарасенко (руководитель киевской организации «Правого сектора»), лидера Правого сектора повезли к Януковичу на автомобиле прямо с Майдана.

На тот момент от Майдана к Банковой не было короткого пути: улица Грушевского была перекрыта, единственный способ добраться до Банковой с Майдана — проехать через всю набережную и подняться с другой стороны Грушевского, или объехать Майдан по Владимирской. На этом пути могло случиться что угодно.

Кто именно выступил посредником между Януковичем и Ярошем? Очевидно, это был человек, которому Ярош доверял настолько, что даже после расстрела сотни людей на Майдане, он не боялся за свою жизнь.

2. С какой целью Ярош вообще поехал к Януковичу?

Напомним, на тот момент Дмитрий Ярош считался самым большим врагом режима. Нейтрализация лидера Правого сектора с одновременным арестом лидеров оппозиции теоретически могла разрушить все планы по свержению власти.

И если уж реконструировать детали переговоров: пожал Ярош руку Януковичу после гибели людей на Майдане? Что он ему сказал? (По информации источников «Украинской правды» беседа продолжалась более часа)

3. Почему эта встреча осталась в тайне?

Почему Ярош сам не сообщил ни о факте этой встречи, ни о ее результатах. Если все действительно так, и Ярош отказал Януковичу, было бы вполне логично сообщить об этом и своих сторонников и людей на Майдане сразу после окончания переговоров.

ПРАВЫЙ СЕКТОР И АНДРЕЙ КЛЮЕВ

Впрочем источники «Украинской правды» рассказывают, что о контактах окружения Виктора Януковича с Дмитрием Ярошем и подчиненными в администрации президента знали еще задолго до событий 17-20 февраля.

По словам одного из бывших сотрудников администрации президента, еще в конце января на стол Януковичу было положено докладную, в которой отмечалось о договоренности между Службой безопасности Украины и лидерами правого сектора о возможном увольнении улице Грушевского в обмен денежное вознаграждение. По словам собеседника «Украинской правды», докладная имела «синий» гриф, что означало, что информация, приведенная в документе, подтверждена соответствующим аудиозаписью.

Другой источник сообщает, что о тех же договоренности позднее Виктору Януковичу докладывал Андрей Клюев. Глава администрации президента утверждал, что суммы в десять миллионов долларов он может договориться об освобождении улице Грушевского, отвода сил Правого сектора с Европейской площади, передвижения баррикад до уровня улицы Трехсвятительской. Свидетелями этого доклада были Генеральный прокурор Виктор Пшонка, глава МВД Виталий Захарченко и министр юстиции Елена Лукаш.

А уже через несколько дней на стол Виктору Януковичу было положено другую докладную — уже с красным грифом (информация собрана через агентуру СБУ), в которой сообщалось, что Правый сектор активно начал развивать региональную сеть и обеспечивать своих бойцов униформой.

По словам собеседника редакции, информация о неформальные контакты власти с Правым сектором беспокоила многих людей в окружении Януковича. Рассказывают, что несколькими днями позже после доклада Клюева, во время совещания уже в более расширенном составе Елена Лукаш направления спросила Виктора Януковича, зачем власти пытаются подкупить радикальные силы, фактически финансируя их деятельность. Два свидетеля этого разговора рассказывают, что в ответ Янукович предложил министру юстиции «закрыть е. .. о». Более разговор по этому вопросу не поднималась.