Мартин Борман
Идентификация Бормана: где и когда умер личный секретарь фюрера.

2 мая 1945 года. Берлин. Немецкие войска прекращают сопротивление. К подземному убежищу вождей Третьего Рейха подходят советские танки. В помещениях фюрер-бункера смех и вспышки фотокамер: журналисты из разных стран снимают освободителей прямо в кабинете Гитлера.

Тем временем по коридору, усыпанному битым стеклом, танкисты ведут человека, лицо которого скрыто под капюшоном. Его посадят в танк и повезут в направлении аэропорта. Как полагают исследователи, это был ценный агент советской разведки, он же – личный секретарь фюрера Мартин Борман.

По официальной версии, Борман погиб 2 мая 1945 года. По неофициальной – ему удалось скрыться. Еще один слух – о связи Бормана с советской разведкой. Как же все было на самом деле? Самая скандальная история Второй мировой войны — в документальном расследовании телеканала «Москва Доверие».

При упоминании о Бормане в памяти всплывает фильм «17 мгновений весны»: советский разведчик Штирлиц и нацист №2. Сценарист Юлиан Семенов намеренно сталкивает эти фигуры. Попав под подозрение Мюллера, Штирлиц убеждает начальника гестапо, будто бы он – человек Бормана, и таким образом ловко избегает ареста. Не исключено, что в этом эпизоде заключается тонкий намек: люди Бормана, как и сам он, неприкосновенны, даже если речь идет о шпионаже.

«Поскольку Штирлиц претендует на роль вот этого великолепно знающего все шпиона, и кстати, Борман тоже с ним. Там постоянно, если вы помните, Штирлиц с Борманом контактирует. Вот можно предположить, что это тонкий намек был покойного Юлиана Семенова», — комментирует историк Вольфганг Акунов.

Получается, прототипом Штирлица может быть Борман. Но откуда у Семенова подобные догадки? Ничего удивительного: он – человек, получивший прозвище «русский агент 007». После войны лично встречался с нацистами в Латинской Америке и даже любезно беседовал с гитлеровским головорезом Отто Скорцени.

Историк Николай Непомнящий убежден: писатель знал куда больше, чем мог рассказать. И эти выводы, что называется, не с потолка: в детстве Непомнящий часто общался с Семеновым, который был товарищем его отца.

«Сам Семенов был, как известно, не только писателем и журналистом, он выполнял определенные задания, и простой смертный советский журналист не мог бывать в тех местах, где был Семенов, и делать то, что он делал. Он встречался со Скорцени, он общался с другими теневыми фигурами Второй мировой и последующих лет», — сказал историк Николай Непомнящий.

Семенов напрямую спрашивал Скорцени, не был ли Борман советским агентом. В ближайшем окружении Гитлера действительно работал человек, который передавал в Москву протоколы заседаний фюрера. По некоторым данным, благодаря ему советская разведка получила подробный план наступления немцев под Курском.

Кто этот таинственный агент? В этой связи всплывает только одно имя — Мартин Борман.

«Появились какие-то странные совпадения в успехах, например, Советской Армии на определенных фронтах, с какими-то странными и таинственными шифрограммами, которые поступали чуть ли не из самой Рейхсканцелярии, потому что Борман был уверен, что он как бы недосягаем для своих, немецких спецслужб, что они никогда не подумают, что он – советский агент», — рассказал Непомнящий.

Не слишком ли фантастично это утверждение? В нацистской Германии Бормана называют тенью за спиной Гитлера. Личный секретарь фюрера, серый кардинал Третьего Рейха. В 1943 году Борман отдает приказ применять пытки к военнопленным. В 1944-м разрешает населению без суда расправляться со сбитыми летчиками.

«Огромная его вина в преследовании еврейского населения, в преступлениях против военнопленных. Любые наказания, истребление славянского населения», — отметила руководитель Центра публикации документов ХХ века Наталья Лебедева.

Таинственное исчезновение

Во время Нюрнбергского процесса место Бормана на скамье подсудимых пустует. Присяжные надеялись, что один из идеологов нацизма со дня на день будет арестован. Однако в зале суда появился личный шофер Гитлера Эрих Кемпка, он сообщает, что Бормана нет в живых, и указывает улицу на карте – это Invalidenstraße, по ней секретарь фюрера шел за танком, в который попал снаряд. Но слова Кемпки вызывают сомнение.

«Он путался, когда его начали допрашивать перекрестным допросом, говорил, то он был на танке, то Борман был на танке, то он был рядом с танком, то наоборот, что он точно не видел. Кемпка очень путался, и ему, в общем-то, не поверили», — отмечает Лебедева. Академик Наталья Лебедева написала несколько книг о военном трибунале в Нюрнберге. И сегодня, благодаря труду историков, можно полностью восстановить события тех дней.

Следователи отправились на Invalidenstraße, где, по словам Кемпки, должно лежать тело Бормана. Но обнаружить труп не удалось. Личного секретаря Гитлера решили судить заочно и вынесли ему смертный приговор.

«Вот именно поэтому, чтобы представить преступления нацистской партии, ее роль в государстве, нужен был кто-то, кто напрямую связан с аппаратом нацистской партии. И не было твердой уверенности все-таки, что он умер, поэтому полагали, что его могут найти» — говорит Лебедева.

По приговору Нюрнбергского трибунала почти все руководители нацистской Германии повешены, однако Борману удается избежать этой участи. Выходит, он самый пронырливый из гитлеровской верхушки.

Окружающим он кажется туповатым служакой, на самом же деле все могло быть совершенно иначе. Так кто он – простак или интриган? Верный пес фюрера или предатель?

«Редкие свидетели его каких-то особых манер поведения говорили, что он чем-то неуловимо отличался от окружения. Он был постоянно при фюрере, он был ему безумно предан, как все говорят. Но в то же время к нему никто не мог подступиться, была какая-то завеса между ним, какое-то такое невидимое препятствие» — отмечает историк Николай Непомнящий.

Таинственное исчезновение Бормана порождает множество догадок и предположений. После войны его якобы видят в разных концах света. По одной из версий он скрывается в Москве. На старинном кладбище в Лефортово якобы даже есть могила Мартина Бормана. Эту невероятную версию выдвинул исследователь Борис Тартаковский. А он, в свою очередь, узнал о ней от маршала Советского Союза Андрея Еременко, который перед смертью неожиданно открыл Тартаковскому государственную тайну.

«Он просто пишет: «Я познакомился, совершенно случайно, с маршалом Еременко, и он мне раскрыл, можно сказать, государственную тайну, что Борман якобы являлся никем иным, как советским разведчиком, глубоко законспирированным» — рассказывает писатель и историк Борис Воробьев.

Писатель Борис Воробьев – автор известных прозаических произведений. Как выпускник истфака МГУ, значительную часть творчества он посвятил историческим очеркам. Один из них «По следам Мартина Бормана».

Что же получается по версии Тартаковского? 30 апреля 1945 года Гитлер решает покончить с собой. В это время за дверью его кабинета находится Борман. Дождавшись выстрела, личный секретарь фюрера отправляет сообщение в Москву: «Прошу помощи. Нахожусь в западной стороне Рейхсканцелярии. Ближайший вход – северный. Движение по коридору на восток. Помещение 114.

«И Сталин дал лично приказание Серову: «Срочно в Берлин – и взять Бормана». И вот они, значит, как раз 1 мая туда прибыли, к Рейхсканцелярии, которая уже горела» — говорит Воробьев.

Но зачем Москве спасать нацистского преступника? По версии все того же Тартаковского, в первой половине 20-х годов в Москву приезжает лидер немецких коммунистов Эрнст Тельман и встречается с известными разведчиками – Яном Берзиным и Артуром Артузовым. Они ищут надежного человека, которого можно внедрить в окружение Гитлера.

«И один из них (то ли Артузов, то ли Берзин) высказал такую мысль Тельману, что неплохо бы, может быть, у вас на примете есть какой-нибудь, так сказать, человек, который исповедует наши идеи, и которого можно было бы внедрить в высшие эшелоны гитлеровской власти» — говорит историк и писатель Борис Воробьев.